ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. Дело № А32-22180/2008-46/415

[Положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются. При таких обстоятельствах задолженность по уплате налога может быть взыскана только с налогоплательщика - должника]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Краснодарскому краю, от заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, в отсутствие заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьих лиц - государственного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский лесхоз» и Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления № 50244, 50246 и 50247), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу № А32-22180/2008-46/415, установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованные лица) о взыскании 1 414 679 рублей 04 копеек, из которых государственная пошлина - 17 188 рублей 01 копейка, единый социальный налог - 372 620 рублей 93 копейки (налог - 263 879 рублей, пеня - 108 741 рубль), налог на имущество - 41 519 рублей 51 копейка (налог - 36 013 рублей, пеня - 5 506 рублей 51 копейка), налог на прибыль - 365 824 рубля 73 копейки (налог - 272 147 рублей, пеня - 89 307 рублей, штраф - 4 370 рублей 70 копеек), налог с продаж - 25 973 рубля 78 копеек (налог - 16 443 рубля, пеня - 9 530 рубля 78 копеек), налог на доходы физических лиц - 591 540 рублей 77 копеек (налог - 433 020 рублей, пеня - 149 860 рублей 37 копеек, штраф - 8 660 рублей 40 копеек), транспортный налог и пеня - 11 рублей 31 копейка.

Решением от 30.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2009, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы тем, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности с учредителей государственного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский лесхоз». По мнению налогового органа, у государственного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский лесхоз» отсутствуют как расчетные счета в банках, так и лицевой счет в федеральном казначействе. Федеральной службой судебных приставов исполнительные листы возвращены без исполнения, так как обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы судебными приставами не производятся, и взыскание за счет имущества невозможно, поскольку учреждение не является его собственником. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В отзыве на кассационную жалобу  Департамент лесного хозяйства Краснодарского края просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей налоговой инспекции и Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Федеральное государственное учреждение «Кропоткинский лесхоз», зарегистрированное постановлением главы администрации г. Кропоткина от 21.02.1994 № 174  состоит на налоговом учете в налоговой инспекции (территориальный участок 2313 по г. Кропоткину)  с 21.02.1994.

01.02.2007 в ЕГРЮЛ внесены изменения в наименование юридического лица, в соответствии с которыми полное наименование юридического лица государственное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский Лесхоз», учредителями являются государственные учреждения Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.

В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 07.09.2007 № 816 государственное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский лесхоз»  присоединено к государственному учреждению Краснодарского края «Управление "Краснодарлес"». Реорганизация государственного учреждения Краснодарского края «Управление "Краснодарлес"» путем присоединения государственных учреждений Краснодарского края, в том числе и «Кропоткинского Лесхоза», возложена на Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.

Государственное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский Лесхоз» является плательщиком единого социального налога, налога на имущество, налога на прибыль, налога с продаж, налога на доходы физических лиц и транспортного налога, представляет в налоговый орган декларации (расчеты) по указанным налогам, в соответствии с которыми производятся начисления в лицевом счете плательщика. Однако в установленные сроки и в полном объеме налоги не уплачивает.

По состоянию на дату обращения с заявлением в суд у налогового органа имеются неисполненные решения арбитражного суда и исполнительных листы по делам № А32-14524/2007-14/381 от 07.11.2007, № А32-21134/2007-3/402 от 18.12.2007, № А32-12199/2007-14/155 от 08.02.2008, № А32-40/2008-30/10 от 15.02.2008, № А32-239/2008-3/7 от 11.03.2008, № А32-3224/2007-23/119 от 02.04.2008, № А32-12604/2007-63/305 от 23.04.2008, № А32-7301/2007-26/106 от 16.05.2008 на общую сумму 1 414 679 рублей 04 копейки.

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Департамента лесного хозяйства Краснодарского края и Департамента имущественных отношений Краснодарского края задолженности по налогам государственного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский лесхоз» в сумме 1 414 679 рублей 04 копеек на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.

Суды установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, и обоснованно отклонили требования налоговой инспекции, правомерно исходя из следующего.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налогов.

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах обязаны налогоплательщики.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данной обязанности корреспондирует норма пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Ссылка налоговой инспекции на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, неправомерна и  обоснованно не принята судами.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Следовательно, обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются.

При таких обстоятельствах задолженность по уплате налога может быть взыскана только с налогоплательщика - должника.

Поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом налогоплательщика, в связи с чем на него налоговым законодательством возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать соответствующие налоги, а также принимая во внимание, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность возложения исполнения налоговых обязательств юридических лиц на их учредителей, судебные инстанции обоснованно отказали налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании с государственных учреждений Департамента лесного хозяйства Краснодарского края и Департамента имущественных отношений Краснодарского края как субсидиарного ответчика по обязательствам государственного учреждения Краснодарского края «Кропоткинский лесхоз»  недоимки по налогам, пеням и штрафам.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции обстоятельств и в соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь  статьями 274,  286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу № А32-22180/2008-46/415 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка