ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. Дело № А32-27519/2008-33/367

[Суд сделал правильный вывод о незаконности решений налоговой
инспекции от 25.08.2008 № 995 и 649 в оспариваемой обществом части]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Темрюкмортранс» и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления № 46753 и 46754), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009 по делу № А32-27519/2008-33/367, установил следующее.

ООО «Темрюкмортранс» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений налоговой инспекции от 25.08.2008 № 995 в полном объеме и № 649 в части отказа в возмещении 1 022 578 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением от 29.06.2009 суд удовлетворил заявленные требования. Судебный акт мотивирован тем, что оказанные обществом услуги по договорам транспортной экспедиции непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение указанных услуг НДС производится по ставке 0 процентов. Налоговая инспекция не представила доказательств недобросовестности общества, получения им необоснованной налоговой выгоды.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

По мнению налогового органа, общество не должно включать в налогооблагаемую базу по НДС по ставке 0 процентов денежные средства, полученные за услуги по оформлению перевозочных документов,  хранению и сортировке грузов. Данные услуги в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не поименованы и являются самостоятельными услугами, облагаемыми по ставке 18 процентов. Налоговый орган полагает, что сделка общества с ООО «Кэпитал Транс Групп» не носит делового характера, а служит целью необоснованного применения налоговой ставки 0 процентов по НДС.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации общества по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2007 года, согласно которой к возмещению заявлено 6 171 886 рублей НДС.

По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 11.07.2008 № 2023. Рассмотрев акт проверки и возражения общества, налоговый орган принял решения от 25.08.2007 № 995 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым доначислил обществу 1 022 578 рублей НДС, и № 649 о возмещении 5 680 990 рублей НДС и отказе в возмещении 1 022 578 рублей НДС.

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового  кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд установил все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, правильно применил статьи 164, 165 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, учел разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросу возмещения НДС из бюджета и принял законное и обоснованное решение, которое отвечает требованиям статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит отмене или изменению.

Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на российском транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим. Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по НДС, является их непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых и импортируемых товаров.

Суд установил, что общество осуществляло работы (услуги) по организации транспортно-экспедиторского обслуживания экспортируемых грузов по договорам с   ООО «Каргохим» (договор от 31.12.2004 № 093-004) и ООО «Кэпитал Транс Групп» (договор от 11.12.2006 № 092-004), которые включали работы (услуги) по оформлению документов (оформление подтверждения на приемку вагонов, уведомления о сдаче вагонов, штурманских расписок, раскредитовку вагонов, сдачу вагонов на ж/д станцию Темрюк) - для ООО «Каргохим»;  услуги по перевалке, хранению, сортировке грузов и иные дополнительные услуги - для ООО «Кэпитал Транс Групп».   

Факт оказания обществом услуг по организации транспортно-экспедиторского обслуживания экспортируемых грузов подтверждается материалами дела. Транспортно-экспедиционное обслуживание экспортируемых грузов, осуществляемое обществом, непосредственно связано с их реализацией (отгрузкой) на экспорт, что также подтверждено обществом и документально не оспорено налоговой инспекцией.

Суд правильно указал, что отсутствие ООО «Кэпитал Транс Групп» по юридическому адресу, который является адресом «массовой» регистрации, отсутствие в штате работников (согласно налоговой отчетности) не могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента либо недобросовестности общества и являться основанием для отказа последнему в возмещении НДС.

В силу действующего в сфере налоговых правоотношений принципа презумпции добросовестности налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, и на него не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством.

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.02.2001 № 3-П и в определении от 25.07.2001 № 138-О, право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам; на налоговые органы возлагается обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый орган не представил доказательств недобросовестности общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета, в том числе сведений об отсутствии реальной экономической цели операций, осуществленных налогоплательщиком, о совершении им действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о незаконности решений налоговой инспекции от 25.08.2008 № 995 и 649 в оспариваемой  обществом части.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь  статьями 274,  286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009 по делу № А32-27519/2008-33/367 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

   

текст документа сверен по:

файл-рассылка