• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         
от 24 мая 2010 г. Дело № А01-1286/2009

[Действия управления, связанные с изданием оспариваемого приказа о выставлении на аукцион права аренды спорного лесного участка, являются законными и не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации]
(Извлечение)   



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от ответчиков: индивидуального предпринимателя Авакова Армена Николаевича, Управление лесами Республики Адыгея, от третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в отсутствие истца - прокурора Республики Адыгеи, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу № А01-1286/2009, установил следующее.

Прокурор Республики Адыгея (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Управлению лесами Республики Адыгея (далее - управление) и индивидуальному предпринимателю Авакову Армену Николаевичу (далее - предприниматель) о признании недействительным приказа управления от 20.12.2008 № 327 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности»; о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в муниципальном образовании Майкопский район, Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество, квартал 48, выделы 38, 41, 49, 50, 52, площадью 2,7 га, кадастровый номер 01:04:5901005:16.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.

Решением от 25.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, в связи с чем, к спорным отношениям надлежит применить нормы статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, которыми допускается использование земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности. В отношении памятников природы законодательство допускает возможность их использования при соблюдении требований по обеспечению их сохранности. Нормы международного законодательства не содержат конкретных ограничительных правил по использованию объектов природного наследия, а отсылают в целях правового регулирования данных вопросов к нормам национального законодательства. Доказательств нарушения установленного законом порядка организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, а также наличие нарушений сохранности памятника природы, истцом не представлено.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить принятые судебные акты, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Пунктом 8 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.01.1993 № 15 установлено, что на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов. Таким образом, осуществление рекреационной деятельности (за исключением транзитных прогулок), включающей в себя организацию отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, как указано в пункте 1.3 спорного договора аренды, может повлечь нарушение сохранности памятника природы, что противоречит российскому и международному законодательству. Право аренды на спорный земельный участок в целях осуществления рекреационной деятельности не могло выставляться на торги.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея поддержал доводы кассационной жалобы, представители управления - повторили доводы отзыва.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.12.2008 управлением издан приказ № 327 «О подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности», в соответствии с пунктом 3 которого утверждены карточки аукционных единиц (предметов аукциона), прилагаемых к представлению о выставлении лесных участков на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.

Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка - номер лесного квартала 48, выделы 38, 41, 49, 50, 52, площадью 2,7 га, кадастровый номер 01:04:5901005:16, расположенного расположенного в муниципальном образовании Майкопский район, Майкопское лесничество, Цицинское участковое лесничество, опубликовано в республиканской газете «Советская Адыгея».

Протоколом от 02.03.2009 № 1 аукцион по продаже вышеуказанного права аренды лесного участка признан несостоявшимся, в связи с участием в аукционе одного участника.

3 марта 2009 года между управлением (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 2,7 га, кадастровый номер 01:04:5901005:16, расположенного в Майкопском лесничестве, Цицинском участковом лесничестве в квартале 48, выделы 38, 41, 49, 50, 52, для вида использования лесов - «осуществление рекреационной деятельности», в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Полагая, что спорный земельный участок выставлен на аукцион с нарушением закона, прокурор в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судами установлено, что спорный участок расположен на территории памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», включенного в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО в номинации «Западный Кавказ». Данная информация отражена в карточке аукционной единицы.

Спорный земельный участок относится к Цицинскому лесничеству, правообладателем которого является Российская Федерация (т. 2, л. д. 51).

Указом Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 № 274 верховья реки Цица, верховья рек Пшеха и Пшехашха объявлены памятниками природы республиканского значения (т. 2, л. д. 42).

Статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В силу части 3 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона.

Аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

1) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;

2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 указанной статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины) (часть 7, 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации).

Принадлежность спорного земельного участка к категории земель «земли лесного фонда», которые находятся в федеральной собственности, подтверждена нормами, содержащимися в части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приказом Рослесхоза от 16.10.2008 № 311 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Адыгея и установлении их границ», Лесохозяйственным регламентом Майкопского лесничества, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.12.2008 № 509-р, свидетельством серии 01-РА № 117331 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выданным 10.06.2004 УФРС по Республике Адыгея.

Руководствуясь нормами Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 и положениями Рекомендаций ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия от 16.11.1972, судебные инстанции правомерно указали, что названные международно-правовые акты не устанавливают императивных запретительных механизмов в отношении объектов всемирного природного наследия, а содержат отсылку к национальному законодательству тех государств, на территории которых находятся объекты, и которые обязаны обеспечить нормативное регулирование отношений, связанных с охраной таких объектов.

Требования статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного запрета рекреационной деятельности, отличной от транзитных прогулок. В соответствии с пунктом 3 названной статьи на территории памятника природы запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением подобного объекта и не предусмотренная федеральными законами.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, Земельный кодекс Российской Федерации допускает возможность иных видов деятельности, помимо связанных с сохранением и изучением подобного объекта, если иная деятельность допускается федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 26 Закона № 33-ФЗ режим особой охраны территорий памятников природы определяется органом государственной власти Российской Федерации или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится соответствующий памятник природы.

Оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, допустимые виды использования памятника природы указываются в паспорте памятника. Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр утвержден паспорт памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», которым предусмотрены допустимые виды использования, в том числе осуществление рекреационной и туристической деятельности на территории памятника природы при соблюдении обязательных условий:

- разработка планировки и развития памятника природы и согласование его с управлением;

- возведение только временных строений и сооружений в местах, согласованных с управлением;

- возможность единовременного нахождения людей на территории памятника природы на основе согласованных с управлением научно-обоснованных предельно допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы и объекты;

- проведение комплексной ревизии реального состояния памятника природы с привлечением специализированных организаций;

- проведение строительных работ по реконструкции существующих линейных объектов.

Ссылка прокурора на пункт 18 положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.1993 № 15, является необоснованной, так как касается памятников природы федерального, а не регионального значения. При этом, пунктом 19 названого положения допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника.

Таким образом, указывая в аукционной карточке аукционной единицы предмет аукциона - спорный земельный участок в таблице «цели и объемы использования лесов на лесном участке» в качестве целевого назначения - осуществление рекреационной деятельности управление лесами действовало на основании статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой установлены виды использования лесов. В качестве одного из таких видов указана рекреационная деятельность.

Следовательно, действия управления, связанные с изданием оспариваемого приказа о выставлении на аукцион права аренды спорного лесного участка, являются законными и не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

Кассационная жалоба общества повторяет доводы апелляционной жалобы и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку направлена на переоценку доказательств, исследованных судами с соблюдением главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу № А01-1286/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А01-1286/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 24 мая 2010

Поиск в тексте