• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         
от 20 мая 2010 г. Дело № А01-1382/2009

[Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции основывался на ошибочном толковании приведенных норм материального права; им не учтено, что пунктом 2 статьи 3 Вводного закона определены специальные условия приобретения земельного участка в частную собственность - это наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать режим землепользования]
(Извлечение)   



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества «Адыгейское по племенной работе», в отсутствие заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, третьего лица - администрации муниципального образования Гиагинский район, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Адыгейское по племенной работе» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу № А01-1382/2009, установил следующее.

ОАО «Адыгейское по племенной работе» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 24.07.2009 № 1906 в предоставлении земельного участка в собственность обществу и обязании управления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 211,78 га в собственность общества в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Гиагинский район (далее - администрация).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.09.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что отказ управления в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка не соответствует требованиям пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), поскольку спорный земельный участок принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования; отказ нарушает права и законные интересы заявителя.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 решение от 30.09.2009 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок в силу статьи 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статьи 14 Закона Республики Адыгея «О регулировании земельных отношений» от 07.06.2007 № 86 (далее - Закон о регулировании земельных отношений) ограничен в обороте. Кроме того, суд пришел к выводу, что управление не уполномочено распоряжаться данным участком, поскольку собственность на спорный земельный участок не разграничена.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции от 19.02.2010 как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение от 30.09.2009. Заявитель считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу прямого указания пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона, согласно которому к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям. Признавая правомерным отказ управления в предоставлении земельного участка в собственность общества, суд апелляционной инстанции сослался на законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения и не учел, что в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.

От администрации отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представители общества повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.05.2010 до 16 час. 30 мин. 20.05.2010.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением исполнительного комитета Майкопского городского Совета народных депутатов от 25.12.1991 № 5877 зарегистрировано государственное предприятие «Производственное объединение Адыгейское по племенной работе» (далее - предприятие). Приказом Минсельхозпрода России от 18.02.1998 № 88 определено, что данное предприятие в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации приобретает статус федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, именуется ФГУП «Адыгейское по племенной работе» и сохраняет права и обязанности предприятия.

Постановлением Правительства Республики Адыгея от 28.01.1993 № 28 из фонда перераспределения земель Гиагинского района (в границах совхоза «Рассвет» и колхоза «Октябрь») предприятию переданы в пользование 200 га пашни.

Во исполнение указанного постановления администрация города Майкопа приняла постановление от 14.05.1993 № 474 «Об обмене равновеликими земельными участками и предоставлении производственному объединению Адыгейское по племенной работе 164,9 га земель из фонда перераспределения», в соответствии с которым администрация г. Майкопа и предприятие произвели обмен равноценными угодьями общей площадью 56 га пашни с согласия землепользователей, из фонда перераспределения администрации г. Майкопа изъят участок общей площадью 164,9 га для последующего отвода предприятию.

На основании постановления администрации г. Майкопа от 14.05.1993 № 474 предприятию выдан государственный акт серии РА-2 № 000804 на право постоянного (бессрочного) пользования 211,78 га земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции.

Распоряжением территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея от 30.04.2004 № 56 ФГУП «Адыгейское по племенной работе» преобразовано в ОАО «Адыгейское по племенной работе»; имущество ФГУП «Адыгейское по племенной работе» приватизировано. В пункте 3 распоряжения утвержден перечень объектов (земельных участков сельскохозяйственного назначения), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «Адыгейское по племенной работе», в который включен спорный земельный участок площадью 211,78 га.

Согласно пункту 1.2 Устава общества его учредителем являлась Российская Федерация.

12 мая 2009 г. спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 01:01:3401000:939 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 22.05.2009).

7 июля 2009 г. общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

В письме от 24.07.2009 № 1906 управление отказало обществу в рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что не вправе распоряжаться им, так как право государственной собственности на земельный участок не разграничено. Распоряжение неразграниченными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Общество, считая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8).

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно указал, что в силу пункта 2 статьи 3 Вводного закона, пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения общество как сельскохозяйственная организация, имеет право на выкуп земельного участка, закрепленного за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемого в соответствии с его целевым назначением, в порядке переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Данный вывод является правильным.

Пунктом 1 статьи 3 Вводного закона установлено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.

Наличие у общества права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком подтверждается имеющимися в материалах дела документами и управлением не оспаривается.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В пункте 7 статьи 10 Закона Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом.

Из указанной нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.

Поскольку управление в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняло решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по заявлению общества, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ не соответствует приведенным нормам земельного законодательства, нарушает права и законные интересы общества и обязал управление принять соответствующее решение.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным принять такое решение, является управление, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному унитарному предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, который в последующем принял решение о приватизации этого предприятия (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3.1 Вводного закона).

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции основывался на ошибочном толковании приведенных норм материального права; им не учтено, что пунктом 2 статьи 3 Вводного закона определены специальные условия приобретения земельного участка в частную собственность - это наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать режим землепользования.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статья 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу № А01-1382/2009 отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.09.2009 по делу № А01-1382/2009 оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А01-1382/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 20 мая 2010

Поиск в тексте