ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         
от 26 мая 2010 г. Дело № А22-178/2010

[При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства и сделал обоснованный вывод о том, что совершение обществом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе актами проверки, объяснениями гендиректора общества Асмановой Т.Н., постановлением о возбуждении административного дела]
(Извлечение)  



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - прокурора Целинного района Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление № 31586, 31587), заявителя - открытого акционерного общества «Фармация», заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Фармация» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.03.2010 по делу № А22-178/2010, установил следующее.

Прокурор Целинного района Республики Калмыкия (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к ОАО «Фармация» (далее - общество) о привлечении последнего к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 15.03.2010 заявленное требование прокурора удовлетворено. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества события правонарушения, вмененного ему состава правонарушения и доказанностью его совершения.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного прокурором требования.

Податель жалобы указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса.  В материалы дела не представлено доказательств существенной угрозы государственным и общественным интересам. Проверка деятельности общества проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Отзыв на кассационную жалобу прокурор не представил.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по требованию прокурора 26.01.2010 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о лицензировании при осуществлении фармацевтической деятельности аптеки № 13, расположенной в Целинном районе, с. Троицкое, ул. 40 лет Октября, 4, и аптечном пункте аптеки № 13, расположенном в Целинном районе, с. Троицкое, ул. Пушкина, 59, принадлежащих обществу.

В ходе проверки установлен факт отсутствия в аптеке № 13 лекарственных средств и препаратов, предусмотренных минимальным ассортиментом лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, из наркотических анальгетиков и анальгетиков смешанного действия: букренорфин, морфин; морфин + наркотин + паповерин + гидрохлорид, кодеин + тебеин, тримелиеридин; противосудорожных средств: карбамазеин (сироп), клоназепам (таблетки); из антипсихотических средств: клозапин (для инъекций), рисперидон (таблетки), сульпирид (раствор, таблетки), хлорпротиксил (таблетки); из антидепрессантов: имипрамин (драже); из противогрибковых: итрапонозол (раствор, капсулы); из противоаритмических средств: этацизин (таблетки); из гормонов и средств, влияющих на эндокринную систему: кортизон (таблетки); из средств нарушения сна: зопиклон (таблетки); из антисептиков и средств для дезинфекции: этанол (раствор). Выявлено несоблюдение порядка хранения лекарственных средств. В зоне размещения рабочих мест по реализации лекарственных средств не фиксировался влажностный режим хранения из-за отсутствия гигрометра в аптеке № 13 и аптечном пункте аптеки № 13.

Результаты проверки отражены в актах от 26.01.2010. Прокурор, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 16.02.2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении последнего к административной ответственности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к статье 14.1 Кодекса определение понятие грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение).

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 Положения.

Подпунктом «в» пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отнесено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах.

В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Закона о лекарственных средствах аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312. Материалы дела свидетельствуют о том, что в момент проверки в аптеке отсутствовал в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимый для оказания медицинской помощи.

Суд первой инстанции исследовал перечень лекарственных препаратов, указанный в постановлении прокурора от 16.02.2010, и обоснованно исключил из него наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества. В лицензии от 11.09.2008, выданной обществу, не указано о предоставлении аптекам права работы с сильнодействующими и ядовитыми препаратами. Для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, требуется наличие соответствующей лицензии.

Арбитражным судом также исключены из постановления прокурора от 16.02.2010 неверно указанные лекарственные препараты, наименование которых находится в противоречии с минимальным ассортиментом.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом деле факт отсутствия на момент проведения проверки предусмотренных минимальным ассортиментом необходимых для оказания медицинской помощи лекарственных средств - клозапина (для инъекций), рисперидона (таблетки), сульпирида (раствор), имипрамина (драже), этацизина (таблетки), кортизона (таблетки), этанола (раствор) - материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается. В силу подпункта «в» пункта 4 и пункта 5 Положения указанное обстоятельство является грубым нарушением лицензионных требований.

Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 13.11.1996  № 377 утвердило Инструкцию по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях), а приказом от 21.10.1997 № 309 - Инструкцию по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), положения которых об основных требованиях, предъявляемых к санитарному режиму аптечного производства, организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения на аптечных складах и аптеках, распространяются на все аптеки независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях в помещениях хранения должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки которых должна осуществляться не реже 1 раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами складские помещения необходимо обеспечить термометрами и гигрометрами, которые закрепляются на внутренних стенах хранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Материалами дела установлено и обществом не отрицается отсутствие в аптеках во время проверки гигрометров.

При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства и сделал обоснованный вывод о том, что совершение обществом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе актами проверки, объяснениями гендиректора общества Асмановой Т.Н., постановлением о возбуждении административного дела.

Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о нарушении положений Закона № 294-ФЗ при проведении проверки. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество привлечено к административной ответственности в рамках Кодекса с соблюдением его положений.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:      


решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.03.2010 по делу  № А22-178/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка