ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         
от 26 мая 2010 г. Дело № А53-50434/2009-66/881-86АЖ

[Поскольку возложенную предписанием службы по финансовым рынкам от 21.07.2009 № 18-09-мл-03/2251 обязанность в срок до 11.08.2009 общество не исполнило, срок привлечения к ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит исчислять с 12.08.2009]
(Извлечение)  

                    

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества «СУМР-10», в отсутствие заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление № 30842), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «СУМР-10» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу № А32-50434/2009-66/881-86АЖ, установил следующее.

Открытое акционерное общество «СУМР-10» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - служба по финансовым рынкам) от 19.10.2009 № 18-09-108пн о привлечении к ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в  виде 500 тыс. рублей  штрафа.

Решением суда от 16.11.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.03.2010, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об  административных  правонарушениях.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что судебные инстанции не применили статью 2.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несмотря на малозначительность совершенного обществом  правонарушения (просрочка исполнения предписания составила 8 дней).

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба по финансовым рынкам не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.     

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, требования общества удовлетворить по следующим основаниям.

Как видно из материалов  дела, в связи с обращением  акционеров  ОАО «СУМР-10» и на основании поручения от 08.07.2009 № 18-09-092-03/пч служба по финансовым рынкам  провела  камеральную  проверку общества, по результатам которой предписанием  от 21.07.2009  № 18-09-мл-03/2251 предложила обществу в срок до 11.08.2009  представить  копии учредительных документов с приложением всех изменений и дополнений с 01.06.2006; копию протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение об изменении наименования общества и копии иных протоколов общего собрания с 01.01.2009; копии протоколов всех заседаний совета директоров; копии документов, подтверждающих уведомления акционеров о проведении годовых общих собраний акционеров с 01.01.2009.

В установленный предписанием срок общество не представило затребованные документы.

По данному факту служба по финансовым рынкам составила протокол от 07.10.2009 № 18-09-229/пр-ап и приняла постановление от 19.10.2009 № 18-09-108/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 500 тыс. рублей штрафа.

В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление службы по   финансовым   рынкам    в   арбитражный  суд.

Судебные  инстанции  отказали обществу в удовлетворении требований.

Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот до семисот тысяч рублей.

Факт неисполнения обществом в установленный до 11.08.2009 срок требований предписания  от   21.07.2009   № 18-09-мл-03/2251  подтвержден  материалами   дела и документально не опровергнут.

Выводы  судебных инстанций о наличии в действиях общества вмененного ему правонарушения и доказанности его совершения основан на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам, соответствуют доказательствам,  имеющимся  в  материалах  дела.

Вместе с тем, судебные инстанции не учли, что в соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены сроки давности  привлечения  к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном  правонарушении  (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса).

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,  составляет  два  месяца.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного  для  исполнения  соответствующей  обязанности.

Срок давности привлечения к ответственности в рассматриваемой по делу ситуации исчисляется по общим правилам исчисления сроков -  со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Поскольку возложенную предписанием службы по финансовым рынкам от 21.07.2009 № 18-09-мл-03/2251 обязанность в срок до 11.08.2009 общество не исполнило, срок привлечения к ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит исчислять с 12.08.2009.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности служба  по  финансовым  рынкам    приняла  19.10.2009, т. е. с пропуском срока давности привлечения  к  административной  ответственности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях производство по делу об административном правонарушении  не  может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в  случае  истечения  сроков  давности привлечения  к  административной ответственности.

В  пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №  5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что суду следует иметь ввиду, что статьей 4.5 Кодекса установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт  6 части 1 статьи 24.5 Кодекса).

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая  правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся  в  кассационной жалобе и  возражениях  относительно  жалобы.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

С учетом изложенного и ввиду полного и правильного (в соответствии с имеющимися в деле доказательствами) установления судебными инстанциями всех существенных обстоятельств дела, необходимых для применения норм процессуального права к спорному отношению, но неверного применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять  новый  судебный  акт.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу №   А32-50434/2009-66/881-86АЖ  отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе от 19.10.2009 №  18-09-108/пн о привлечении открытого акционерного общества «СУМР-10» к ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  в  виде 500 тыс. рублей  штрафа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка