ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. Дело № А15-1545/2009

[Аргумент предприятия о том, что из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не представляется возможным сделать вывод о том, на какое имущество зарегистрировано право ответчика, является несостоятельным, так как из материалов дела следует обратное]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан, ответчиков: муниципального образования «Новолакский район», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, третьих лиц: Казенного предприятия Республики Дагестан «Спецгазстройсервис», Министерства экономики Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, рассмотрев кассационную жалобу Казенного предприятия Республики Дагестан «Спецгазстройсервис» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу № А15-1545/2009, установил следующее.     

Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики   Дагестан к МО «Новолакский район» (далее - муниципальное образование, ответчик) и УФРС по Республике Дагестан (далее - управление) с иском:

- о признании права собственности Республики Дагестан на газопроводы в границах Новолакского района протяженностью 156 455 м (внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Ахар протяженностью 5727 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Дучи протяженностью 7493 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Новомехельта протяженностью 11520 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Шушия протяженностью 6226 м; внутрипоселковый газопровод  низкого давления с. Гамиях  протяженностью  11 520 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Тухчар протяженностью 26 000 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Новолакское протяженностью 20 891м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Чапаева протяженностью 6066 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Новокули протяженностью 17 499 м; внутрипослковый газопровод высокого и низкого давления  с. Новокули протяженностью 7062 м; внутрипоселковый  газопровод низкого давления с. Новомехельта протяженностью 10 967 м; внутрипоселковый газопровод высокого и низкого давления с. Новочуртах протяженностью 1611 м; внутрипоселковый газопровод низкого давления с. Новочуртах протяженностью 12 821 м; северная межпоселковая газораспределительная сеть высокого давления протяженностью 25 204 м; южная межпоселковая газораспределительная сеть высокого давления протяженностью 18 049 м) (далее - газовые сети);

- об истребовании из чужого незаконного владения муниципального образования газовых сетей;

- об обязании управления исключить из Единого государственного реестра прав запись о государственной регистрации права собственности муниципального образования  на указанные объекты (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).  

Требования мотивированы тем, что газовые сети созданы в установленном порядке за средствами и силами Республики Дагестан, и, следовательно, являются ее собственностью, право собственности муниципального образования на эти объекты зарегистрировано неправомерно.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан и  КПРД «Спецгазстройсервис» (далее - предприятие).    

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.12.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010, в удовлетворении иска отказано. Суды пришли к выводу, что спорное имущество создано по заказу муниципального образования; из представленных министерством документов не представляется возможным установить факт внесения газовых сетей в реестр государственной собственности Республики Дагестан; строительство велось за счет средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе представитель предприятия просил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли факт финансирования строительства газовых сетей за счет республиканского бюджета; Республика Дагестан при строительстве выступала в качестве генерального подрядчика и в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственником спорного имущества. По смыслу статей 79, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.02.1999  № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности), предоставление бюджетных средств влечет возникновение права государственной собственности. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не представляется возможным сделать вывод о том, на какое имущество зарегистрировано право ответчика.

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.    

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.  

Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.02.2003 правительством Республики Дагестан издано распоряжение № 50-р о необходимости  ДГУП «Спецгазстройсервис» (правопредшественник КПРД «Спецгазстройсервис») принять в хозяйственное ведение газовые сети, построенные за счет республиканского бюджета, а министерству - внести объекты газовых сетей в реестр республиканского имущества.

Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Дагестан № 239/09 (т. 1, л. д. 61 - 62) в собственности республики находятся газовые сети, в том числе газовые сети протяженностью 296,258 км, расположенные в Новолакском районе: газопровод-отвод к селу Чапаево - 12,84 км, газопровод межхоз - 10, 401 км, газопроводы в селах Ахар - 9,9 км, Дучи - 10,7 км, Н. Мехельта - 10,4 км, Н. Чуртах - 24,317 км, Тухчар - 18 км, Чапаево - 18 км, Чаравали - 8,9 км, Шушия - 11 км,   Гамиях - 15, 542 км, Новокули - 17,499 км, Ахар-Шушия - 25 км, Новолакская - 26,159 км, Новомехельта -  12 км, Новочуртах - 5,5 км, Тухчар - 26 км.  

В декабре 2003 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право муниципальной собственности Новолакского района на внутрипоселковые газопроводные сети, расположенные по адресу: Российская Федерация, Республика Дагестан, Новолакский район, села: Тухчар, Новокули,  Чапаево, Шушия, Новочуртах, Дучи, Новолакское, АГРС южная №1, АГРС южная № 2, Новомехельта, Гамиях (т. 1, л. д. 107 - 112).  

Министерство, полагая, что газовые сети, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, являются собственностью Республики Дагестан, и, следовательно, регистрация произведена с нарушением действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с иском.

Суды, исследовав материалы дела, пришли к законному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Доводы заявителя кассационной жалобы о создании правительством Республики Дагестан спорных газовых сетей в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не обоснованы, так как из материалов дела не представляется возможным идентифицировать спорное имущество с имуществом, созданным полномочным органом Республики Дагестан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В подтверждение прав на внутрипоселковые газопроводы протяженностью 296 км, расположенные на территории Новолакского района, истец представил акты приемки в эксплуатацию  законченных   строительством   объектов,  строительные паспорта, распоряжения и постановления Правительства Республики Дагестан, подтверждающие строительство объектов газовой инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета и централизованных капитальных вложений, выписку о внесении в реестр государственного имущества Республики Дагестан газопровода протяженностью  296,258 км в Новолакском районе.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права за муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на внутрипоселковые газовые сети протяженностью 156,5 км. В реестр республиканской собственности включен газопровод протяженностью 296,258 км. Протяженность газопроводов согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Дагестан   № 239/09,   протяженность  газопроводов, на  которые зарегистрировано право муниципальной собственности Новолакского района и протяженность в кадастровых паспортах газопроводов не совпадают.

Кроме того, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной собственности, не является доказательством права собственности или законного владения.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -  юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Установленная статьей 2 Закона № 122-ФЗ норма предполагает оспаривание тех оснований, по которым приобретено ответчиком право собственности на объекты недвижимости, и представление доводов и доказательств наличия у истца вещных прав на это имущество с использованием способов защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Доводы предприятия со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона об инвестиционной деятельности, о том, что в случае предоставления бюджетных средств возникает право государственной собственности, не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку не доказан факт финансирования строительства спорных объектов за счет средств Республики Дагестан и, соответственно, факт возникновения права государственной собственности Республики Дагестан.

Аргумент предприятия о том, что из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не представляется возможным сделать вывод о том, на какое имущество зарегистрировано право ответчика, является несостоятельным, так как из материалов дела следует обратное (т. 1, л. д. 107 - 112).

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:     


решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.12.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу  № А15-1545/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:

файл-рассылка