• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         
от 25 мая 2010 г. Дело № А01-1395/2009

[Апелляционный суд сделал правомерный вывод о том, что решение об условиях приватизации государственного имущества Республики Адыгея может быть принято только при наличии решения представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о включении объекта государственной собственности в план приватизации на соответствующий период]
(Извлечение)  



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа., при участии в заседании суда от ответчика - закрытого акционерного общества «Авиакомпания “Московские Авиалинии”», в отсутствие истца - прокурора Республики Адыгея, ответчика - Республиканского специализированного государственного учреждения «Фонд имущества Республики Адыгея», третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Авиакомпания “Московские Авиалинии”» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу № А01-1395/2009, установил следующее.

Прокурор Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ЗАО «Авиакомпания “Московские Авиалинии” (далее - авиакомпания) и Республиканскому специализированному государственному учреждению «Фонд имущества Республики Адыгея» (далее - фонд имущества) о признании недействительными состоявшегося 03.03.2008 аукциона по продаже государственного имущества Республики Адыгея, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Энем, аэропорт, и договора от 03.03.2008 № 8 купли-продажи государственного имущества Республики Адыгея, а также о применении последствий недействительности сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Адыгея обладал полномочиями по распоряжению спорным имуществом в силу пункта 7 части 3 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 03.12.2002 № 102 «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея» (далее - Закон об управлении государственной собственностью), пункта 4 раздела 1 программы приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год. Отсутствие имущества аэропорта в утвержденной Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея программе приватизации не является основанием для признания недействительным аукциона и договора купли-продажи, поскольку данный нормативный правовой акт не содержит запрета на реализацию имущества, не названного в нем. Суд также указал, что прокурор пропустил срок исковой давности, установленный пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 решение от 19.11.2009 отменено. Апелляционный суд принял новый судебный акт об удовлетворении иска. Признан недействительным аукцион по продаже государственного имущества и договор от 03.08.2008. Суд также применил последствия недействительности ничтожной сделки. Апелляционный суд пришел к выводу, что аукцион по продаже имущества аэропорта проведен с нарушением требований Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) и Закона об управлении государственной собственностью. Торги по продаже спорных объектов и заключенный по результатам торгов договор купли-продажи от 03.03.2008 являются недействительными (ничтожными) сделками. В связи с признанием торгов и договора ничтожными сделками срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 181 Кодекса, прокурором не пропущен.

В кассационной жалобе авиакомпания просит отменить постановление от 11.03.2010 и оставить в силе решение от 19.11.2009. По мнению заявителя, вывод апелляционного суда об отсутствии у Кабинета Министров Республики Адыгея полномочий по распоряжению государственным имуществом не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и законодательству Республики Адыгея. В соответствии с Конституцией Республики Адыгея (статьи 70, 70.1, 70.2) к полномочиям Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея не относятся вопросы отчуждения (приватизации) государственного имущества, а также определение состава таких объектов. В силу статьи 87 Конституции Республики Адыгея Кабинет Министров Республики Адыгея управляет и распоряжается государственной собственностью. Кроме того, в силу Закона Республики Адыгея от 01.10.1996 № 24 «О Кабинете Министров Республики Адыгея» к компетенции названного органа относятся вопросы управления государственной собственностью. Апелляционный суд не принял во внимание постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 25.10.2004 № 4-П, в котором указано, что Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея является законодательной ветвью власти и не вправе исполнять несвойственные ему функции, ограничивать конституционные полномочия исполнительного органа - Кабинета Министров Республики Адыгея. Кроме того, наделение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея полномочиями по утверждению программы приватизации не является ограничением полномочий Кабинета Министров по продаже имущества и не может являться основанием для признания недействительными оспариваемых торгов и сделки.

В судебном заседании представитель авиакомпании просил суд отменить постановление от 11.03.2010.

Кроме того, ответчик заявил устное ходатайство об отложении судебного разбирательства для личного участия в нем руководителя авиакомпании. Суд отклонил данное ходатайство, поскольку ответчик обладал достаточным временным интервалом для обеспечения участия в процессе необходимых по его мнению лиц.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя авиакомпании, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, после завершения конкурсного производства в отношении ГУП РА «Кубаньспецавиа» Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям принял решение от 21.08.2006 № 163 о включении в государственную собственность Республики Адыгея имущества предприятия, оставшегося не реализованным, балансовой стоимостью 8 882 424 рубля, остаточной стоимостью 868 778 рублей.

Кабинет Министров Республики Адыгея 23.07.2007 принял распоряжение № 264-р «О реализации имущества», согласно которому Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям поручено принять меры по реализации имущества, находящегося в государственной казне Республики Адыгея, а фонду имущества - реализовать указанные объекты с торгов.

Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям принял распоряжение от 26.12.2007 № 438 о продаже государственного имущества, находящегося в казне Республики Адыгея.

В газете «Адыгея официальная» от 29.01.2008 № 250 (19837) опубликовано информационное сообщение о проведении 03.03.2008 аукциона по продаже спорного имущества.

Победителем аукциона признана авиакомпания.

3 марта 2008 года фонд имущества (продавец) и авиакомпания (покупатель) заключили договор купли-продажи объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Энем, аэропорт, а именно: скважина разведочно-эксплуатационная (сооружение 30); пожарный бокс ВОХР (литера Г8); бокс гаража (литера Г9); СНУС ВОХР (литера Г7); взлетная площадка (сооружение 28); места стоянок для трудоемких работ (сооружение 29); места стоянок (сооружение 27); места стоянок (сооружение 22); места стоянок (сооружение 21); места стоянок (сооружение 23); места стоянок (сооружение 24); места стоянок (сооружение 25); места стоянок (сооружение 26). Общая стоимость названного имущества составила 7 759 605 рублей (пункт 2.1 договора).

По акту приема-передачи от 03.03.2008 данные объекты переданы авиакомпании.

Считая, что продажа спорного имущества осуществлена с нарушением законодательства о приватизации, прокурор на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском в суд.

В пункте 1 статьи 217 Кодекса указано, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 3 статьи 26.12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона о приватизации законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с данным Законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 10 Закона о приватизации устанавливает, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона о приватизации органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного имущества.

Статья 70 Конституции Республики Адыгея относит к компетенции Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея определение порядка управления и распоряжения собственностью Республики Адыгея, в том числе долями (паями, акциями) Республики Адыгея в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

Согласно статье 87 Конституции Республики Адыгея Кабинет Министров Республики Адыгея управляет и распоряжается собственностью Республики Адыгея в соответствии с законами Республики Адыгея.

В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Закона об управлении государственной собственностью Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея утверждает программу приватизации государственного имущества Республики Адыгея с перечнем объектов, подлежащих приватизации, на каждый календарный год и отчет о ее исполнении.

Кабинет Министров Республики Адыгея представляет на утверждение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея проект программы приватизации государственного имущества Республики Адыгея, изменения и дополнения к программе, а также отчет о ее исполнении, обеспечивает реализацию программы приватизации государственного имущества Республики Адыгея (пункты 9, 10 части 3 статьи 5 Закона об управлении государственной собственностью). Пункт 4 раздела 1 программы приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год относит к компетенции Кабинета Министров определение порядка планирования приватизации государственного имущества Республики Адыгея.

Наличие у Кабинета Министров Республики Адыгея полномочий по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Адыгея (пункт 7 части 3 статьи 5 Закона об управлении государственной собственностью, пункт 3 части 1 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 01.10.1996 № 24 «О кабинете Министров Республики Адыгея») не исключает необходимости определения состава имущества, подлежащего приватизации, при утверждении Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея программы приватизации государственного имущества.

Таким образом, апелляционный суд сделал правомерный вывод о том, что решение об условиях приватизации государственного имущества Республики Адыгея может быть принято только при наличии решения представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о включении объекта государственной собственности в план приватизации на соответствующий период.

Законом Республики Адыгея от 09.01.2007 № 58 утверждена программа приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год. Спорное имущество в перечень объектов, подлежащих приватизации, в установленном порядке не включено.

Апелляционный суд обоснованно указал, что аукцион и сделка по продаже заявленного имущества совершены с нарушением требований Закона о приватизации и Закона об управлении государственной собственностью.

В силу статьи 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск.

Доводы жалобы о неверном применении судом законодательства субъекта Российской Федерации не принимаются кассационным судом, поскольку основаны на неверном толковании статей 4, 10, 14 Закона о приватизации, Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Конституции Республики Адыгея.

Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.

Обжалуемые судебные акты не противоречат нормам материального и процессуального права, основания для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на авиакомпанию (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу № А01-1395/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  
текст документа сверен по:
файл-рассылка


























Номер документа: А01-1395/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 25 мая 2010

Поиск в тексте