ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         
от 28 мая 2010 г. Дело № А53-21335/2009

[Поскольку решение налоговой инспекции вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом
 информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля,
 без извещения предпринимателя, это обстоятельство следует расценивать как существенное нарушение
 положений пункта 14 статьи 101 Кодекса, влекущее отмену данного решения]
(Извлечение)  



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Пыжова Вячеслава Юрьевича, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области  на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу  № А53-21335/2009, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Пыжов Вячеслав Юрьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган)   о признании незаконным решения от 30.04.2009 № 00943 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС)  в размере 706 273 рублей и соответствующей пени.

Решением суда от 20.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2010, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что  в нарушение статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки после завершения дополнительных мероприятий налогового контроля не извещался, в связи с чем был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также был лишен возможности давать дополнительные объяснения по спорным вопросам в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Заявитель жалобы считает, что налогоплательщик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Решение от 19.03.2009 № 14-15/05620, в котором указано на продление срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки до 30.04.2009,  было получено предпринимателем 23.03.2009.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, предпринимателя - возражал против них.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составила акт от 20.02.2009 № 02/00943 дсп.

По итогам рассмотрения материалов проверки, а также представленных налогоплательщиком возражений решением от 20.03.2009 № 02-17/05838 назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 30.04.2009.

Решением от 30.04.2009 № 00943 предпринимателю доначислено 706 273 рубля НДС, 82 950 рублей НДФЛ,  18 399 рублей ЕСН, пеней в общей сумме 368 193 рубля, штрафов по пункту 1 статьи 122 Кодекса в общей сумме 20 270 рублей.

Решением Управления ФНС России по Ростовской области от 30.07.2009 № 15-15/2110   жалоба предпринимателя  удовлетворена частично.

Решение налоговой инспекции от 30.04.2009 № 00943 изменено в части доначисления НДФЛ в сумме 82 950 рублей, ЕСН в сумме 18 399 рублей, доначисления пени по НДФЛ и ЕСН с учетом внесенных изменений, а также в части привлечения предпринимателя к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.

В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.

В порядке статей 137 и 138 Кодекса предприниматель обжаловал решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

Признавая названное решение налогового органа недействительным, суд исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства и указал на несоблюдение налоговым органом требований статьи 101 Кодекса в части извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как следует из материалов дела, в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция приняла решение от 19.03.2009  № 14-15/05620 о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки до 30.04.2009.

После завершения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом составлена справка, в которой отражены обстоятельства, установленные инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанная справка вручена предпринимателю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Кодекса дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В силу пункта 2 статьи 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого она проводилась. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Таким образом, обязанность налогового органа известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (в том числе дополнительной проверки) предусмотрена пунктом 2 статьи 101 Кодекса. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя.

На основании пункта 6 статьи 101 Кодекса в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данная норма права в совокупности с положениями пункта 4 статьи 101 Кодекса, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.

Поскольку налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки, то лишение лица, в отношении которого проводилась выездная проверка, права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.

Пункт 14 статьи 101 Кодекса предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Суд установил, что во вводной части решения от 30.04.2009  № 00943 указано, что оно принято в присутствии предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, и имеется ссылка на извещение от 24.02.2009 № 02-17/03560.

Вместе с тем,  из материалов дела следует, что извещением от 24.02.2009  инспекция сообщила налогоплательщику, что рассмотрение материалов проверки и возражений на акт выездной налоговой проверки состоится 19.03.2009.

Предприниматель принимал участие в рассмотрении материалов проверки и возражений на акт проверки 19.03.2009, что следует из протокола от 19.03.2009, однако по итогам рассмотрения было принято решение от 20.03.2009  № 02-17/05838 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 20.04.2009.     

После завершения дополнительных мероприятий налогового контроля предприниматель не принимал участие в рассмотрении материалов проверки и документов, полученных инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган не представил доказательств того, когда были рассмотрены материалы проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (протокол рассмотрения материалов проверки не представлен).

В качестве доказательства извещения предпринимателя о дате и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки после завершения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция ссылается на решение от 19.03.2009 № 14-15/05620.

Исследовав это решение, судебные инстанции установили, что решение  № 14-15/05620 принято налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Кодекса и устанавливает срок, в течение которого будут рассмотрены материалы налоговой проверки. Указанная в решении дата - 30.04.2009 является последним днем срока рассмотрения материалов проверки.

Суд правильно указала, что данное решение не может быть оценено как извещение налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки и документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, поскольку не содержит указания на конкретные время и дату, когда будут рассмотрены материалы проверки.

Также не могут быть приняты во внимание ссылки налогового органа на справку о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 20.04.2009 как доказательство извещения.

Суд проверил довод налогового органа о том, что рассмотрение состоялось 30.04.2009, и указал, что налоговая инспекция подготовила уведомление от 29.04.2009  о необходимости явиться в налоговую инспекцию 07.05.2009 для получения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанное уведомление получено налогоплательщиком в тот же день - 29.04.2009.

По состоянию на 29.04.2009 материалы выездной налоговой проверки были рассмотрены и принято решение по итогам выездной налоговой проверки о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а текст мотивированного решения в полном объеме изготовлен и датирован  30.04.2009.

Поскольку решение налоговой инспекции вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения предпринимателя, это обстоятельство следует расценивать как существенное нарушение положений пункта 14 статьи 101 Кодекса, влекущее отмену данного решения.

Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, подтверждаются материалами дела и документально не опровергаются заявителем жалобы.

Нарушения норм материального и процессуального права не установлены. Основания для отмен или изменения судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010   по делу № А53-21335/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка