ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

         

от 13 июля 2010 г. Дело № А63-19819/2009

[Предоставленные предприятием расчеты выпадающих доходов, которые не подтверждены первичными документами бухгалтерского учета, не являются достаточным доказательством размера выпадающих доходов и основанием для взыскания денежных средств из бюджета Российской Федерации. Вывод суда по данному вопросу следует признать обоснованным]
(Извлечение)   



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.03.2010 по делу № А63-19819/2009, установил следующее.

ГУП Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - Минтруда) о взыскании 4 526 рублей 15 копеек затрат,  связанных с предоставлением в ноябре и декабре 2004 года льгот гражданам по оплате электроэнергии в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1-ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон о жертвах политических репрессий).

Решением от 19.03.2010 в иске отказано со ссылкой на то, что истец не представил документы, подтверждающие его расходы на сумму иска, а также пропустил срок исковой давности, о применении которой заявил Минфин.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение, полагая, что подтверждающие предоставление льгот документы им представлены; течение срока исковой давности прервалось подписанием первым заместителем Минтруда акта сверки на 01.01.2008, подтверждающего спорную задолженность.

Минфин в отзыве просит кассационную жалобу отклонить, полгая, что судебный акт соответствует закону.

Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что оспариваемое решение надлежит оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, свои требования истец обосновал тем, что в ноябре и декабре 2004 года он предоставил гражданам, проживающим в Благодарненском районе Ставропольского края, льготы по оплате услуг электроснабжения на основании Закона о жертвах политических репрессий.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.09.2003 № 4276/03 указал, что правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицом позволяет отнести правоотношения, возникшие между последним и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, к публичным. Поэтому при рассмотрении данной категории дел суд независимо от доводов сторон должен проверить размер предъявленной ко взысканию задолженности и наличие доказательств, подтверждающих фактические затраты предприятия.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд первой инстанции предлагал предприятию представить первичные документы, подтверждающие оказание услуг электроснабжения, размер понесенных расходов, а также документы о праве граждан на льготу. Предприятие представило только реестры возмещения затрат на предоставление льгот по оплате за электроэнергию в соответствии со статьей 16 Закона о жертвах политических репрессий за ноябрь и декабрь 2004 года и выставленные УТСЗН Благодарненского района счета-фактуры на возмещение указанных льгот.

Согласно статьям 65 - 89, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств не допускается, любое расходование бюджетных средств должно быть документально обоснованным и подтвержденным.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (статья 9). Доказательствами размера понесенных расходов являются первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие объем предоставленных льгот, а также правомерность предоставления льгот. Таким образом, предоставленные предприятием расчеты выпадающих доходов, которые не подтверждены первичными документами бухгалтерского учета, не являются достаточным доказательством размера выпадающих доходов и основанием для взыскания денежных средств из бюджета Российской Федерации. Вывод суда по данному вопросу следует признать обоснованным.

В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поскольку предприятие не доказало заявленные требования, суд правомерно отказал в иске.

Кроме того, суд обоснованно указал на истечение трехгодичного срока исковой давности по требованиям истца о взыскании убытков за спорные месяцы, поскольку исковое заявление подано в суд в декабре 2009 года.

Довод о том, что ответчик не заявил об истечении срока исковой давности, опровергается материалам дела: такое заявление содержится в ходатайстве Минфина от 12.03.2010 (л. д. 58).

Довод о перерыве течения срока исковой давности в связи с подписанием акта сверки по состоянию на 01.01.2008 первым заместителем Минтруда не принимается, так как акт сверки в материалы дела не представлен, истец на него до обращения с кассационной жалобой не ссылался.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.

Руководствуясь статьями  286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.03.2010 по делу № А63-19819/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка