ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  


от 30 августа 2010 г. Дело № А61-1495/2009

[Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что общество осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением пунктов 5 и 10 условий, предусмотренных лицензией от 01.09.2006 № 49873, что предусматривает административную ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Волкова Я.Е. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» - Карася Р.В. (доверенность от 30.12.2008), в отсутствие заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия - Алания, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомления № 19968 и 19969), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.02.2010 (судья Бекоева С.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 (судьи Мельников И.М., Белов Д.А., Джамбулатов С.И.) по делу № А61-1495/2009, установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Северная Осетия - Алания (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о  привлечении открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее - общество) к административной ответственности  по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации  об  административных  правонарушениях.  

Решением суда от 08.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2009, управлению отказано в удовлетворении требований на том основании, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации  об  административных  правонарушениях.   

Постановлением   Федерального   арбитражного   суда Северо-Кавказского   округа от 28.01.2010 решение суда и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что выводы судебных инстанций о недоказанности совершения обществом правонарушения сделаны без совокупной оценки всех представленных  в дело доказательств и доводов участвующих в деле лиц и без учета того, что лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение  периода,   пока деятельность не  прекращена или нарушение не  устранено.

При новом рассмотрении дела решением суда от 27.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2010, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава  вмененного ему административного правонарушения, процедура привлечения общества к ответственности соблюдена, срок давности привлечения к ответственности  не  нарушен.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной  жалобой, в которой  просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы указывает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процедура привлечения к ответственности не соблюдена, срок давности  привлечения  к  административной ответственности  пропущен.

В отзыве на кассационную жалобу  управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи от 01.09.2006 № 4987 со сроком действия до 01.09.2020, общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи.

9 июля 2009 года в дилерской точке Владикавказского филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на Центральном рынке г. Владикавказа Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания осуществило проверочную закупку трех абонентских номеров сети «МТС» стоимостью 250 рублей каждый.

Проверкой установлено, что общество осуществляет подключение новых абонентов без заключения договоров, что является нарушением раздела II Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи), и Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных   постановлением   Правительства   Российской  Федерации от 27.08.2005 № 538 (далее - Правила взаимодействия).

Материалы  проверки  переданы  в уполномоченный орган в порядке пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки управление составило акт о выявленных нарушениях от 10.08.2009  № 49873-15-01/101 и протокол об административном правонарушении  от 11.08.2009 №  68.

В соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 30 до 40 тыс. рублей.

При новом рассмотрении дела суд первой и апелляционной инстанций выполнил указания суда кассационной инстанции, установил все фактические обстоятельства по делу, оценил представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил нормы права и принял законные и обоснованные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно разделу XI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи являются оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным, его условия должны соответствовать правилам оказания услуг связи (статьи 44 и 45 Закона о связи).

В соответствии с пунктами 14 и 15 Правил оказания услуг подвижной связи услуги оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается сторонами. Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.

Базы данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента-гражданина; наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих пользовательское оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента -юридического лица; сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов (пункт 14 Правил взаимодействия).

Судебные инстанции исследовали и оценили представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, доказанности его совершения и соблюдении управлением при оформлении материалов административного дела требований, предъявляемых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебные   инстанции   установили,  что   на   основании   дилерских    договоров от 01.01.2007 абонентские номера 919 832 43 66, 918 702 45 99, 991 422 79 52  переданы обществом дилерам Арутюнову А.Р, Уртаевой О.Ю, Гуреевой  М.Б. SIM-карты реализованы  Арутюновым А.Р. с номером 919 832 43 66 - Наниеву А.Г.,  Уртаевой О.Ю. с номером  918 702 45 99 - Камболову И.В.,  с номером 991 422 79 52  - Гуреевой М.Б.

Общество не оспаривает, что данные абонентские номера приобретены 09.07.2009 в дилерской точке ОАО «МТС» на Центральном рынке г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания без предъявления каких-либо документов, удостоверяющих личность покупателя, без заключения абонентских договоров.

При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что общество осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением пунктов 5 и 10 условий, предусмотренных лицензией от 01.09.2006 № 49873, что предусматривает административную ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Осуществление предпринимательской деятельности  с нарушением лицензионных условий, ответственность за которое предусмотрена  частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае посягает на права и  интересы неопределенного круга лиц и нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

Данное правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на лицензиата законом, то есть является длящимся. В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, установленные частью 1 статьи 4.1 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

В данном случае днем обнаружения и выявления совершенного обществом административного  правонарушения является день составления протокола - 11.08.2009, днем устранения нарушения - 19.01.2010 (дата удаления из базы данных оператора связи МТС сведений о пользователях спорных абонентских номеров). Решение суда о привлечении общества к административной ответственности принято 27.02.2010, то есть с соблюдением  срока  давности привлечения общества к ответственности по части  3 статьи 14.1  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.

Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права и направлены на переоценку доказательств, полно и всесторонне исследованных судом первой и апелляционной инстанций, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Федеральный арбитражный суд  Северо-Кавказского  округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по делу  № А61-1495/2009 оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка