ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 г. Дело № А61-1591/2008

[Суд признал незаконным постановление налоговой инспекции от 27.05.2008 № 50 в части взыскания с колхоза
 за счет его имущества 7 641 115 рублей 86 копеек, хотя общая сумма налогов и пени по данному постановлению
 составляет 7 581 584 рубля 29 копеек]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - колхоза имени генерала Плиева, в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Северная Осетия - Алания, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление № 28197) и направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя в судебном заседании, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.06.2010 по делу  № А61-1591/2008, установил следующее.

Колхоз имени генерала Плиева (далее - колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 14.04.2008 № 4249, от 06.05.2008 № 49 - 69, от 22.04.2008 № 8605, от 05.05.2008 № 8877, от 05.05.2008 № 8878, инкассовых поручений от 07.05.2008 № 903, от 07.05.2008 № 931, от 14.05.2008 № 1077 - 1109, решения и постановления от 27.05.2008 № 50 о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика.

Определением от 14.11.2008 арбитражный суд выделил в отдельные производства требования колхоза: о признании недействительными требований налоговой инспекции от 06.05.2008 № 49 - 69 (делу присвоен № А61-1721/2008); о признании недействительными требования налоговой инспекции от 14.04.2008 № 4249 и инкассовых поручений от 07.05.2008 № 930-931 (делу присвоен № А61-1722/2008); о признании недействительными требования налоговой инспекции от 22.04.2008 № 8605 и инкассовых поручений от 14.05.2008 № 1077 - 1109 (делу присвоен № А61-1723/2008); о признании недействительными требований налоговой инспекции от 05.05.2008 № 8877 и от 05.05.2008 № 8878 (делу присвоен № А61-1724/2008).

Решением суда от 20.03.2009 признано незаконным постановление налогового органа от 27.05.2008 № 50 в части 472 260 рублей 72 копеек налоговых платежей, в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован  обоснованным включением в обжалуемое постановление от 27.05.2008 № 50 задолженности в размере 7 109 323 рублей 60 копеек. Налоговая инспекция нарушила процедуру взыскания 472 260 рублей 97 копеек задолженности по налогам и пеням.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2009 решение суда от 20.03.2009 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным постановления налоговой инспекции от 27.05.2008 № 50 о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в сумме 7 082 934 рублей 58 копеек, постановление налогового органа признано недействительным. Производство по апелляционной жалобе в части требований об отмене решения суда от 20.03.2009 об отказе в признании недействительным постановления налоговой инспекции от 27.05.2008 № 50 о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в части 26 389 рублей 02 копеек прекращено в связи с отказом колхоза от требований по апелляционной жалобе в этой части. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что право колхоза на реструктуризацию в установленные сроки не приостанавливалось, предусмотренное статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации решение о расторжении соглашения от 25.04.2004 о реструктуризации долгов налоговый орган в установленном порядке и сроки не принимал и колхозу не направлял. Отсутствие такого решения не позволяет проверить соблюдение налоговой инспекцией сроков проведения процедуры принудительного взыскания обязательных платежей. Суд не указал основания, по которым признал недействительным постановление налоговой инспекции от 27.05.2008 № 50 в части сумм пеней, указанных в требованиях № 49 - 69.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2009 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что судебные инстанции не установили, имелись ли основания для расторжения соглашения, принимала ли территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей соответствующее решение, а также решение о приостановлении действия реструктуризации.

При новом рассмотрении дела решением суда от 08.06.2010 (с учетом исправительного  определения от 14.09.2010)   постановление   налоговой    инспекции    от 27.05.2008  № 50 в части взыскания 7 641 115 рублей 86 копеек за счет имущества должника признано незаконным, в части взыскания 26 389 рублей 02 копеек за счет имущества должника производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не представила доказательства приостановления действия соглашения и расторжения в установленном  законом  порядке соглашения  о  реструктуризации  долгов.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на правомерность расторжения соглашения о реструктуризации долгов, поскольку колхоз нарушил условия реструктуризации. Отмена  реструктуризации налоговой задолженности является основанием для взыскания ее налоговым органом в бесспорном порядке.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации колхоз не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.     

В судебном заседании представители колхоза просили оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене в части, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция, колхоз и территориальная  комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей подписали соглашение от 25.02.2004 о реструктуризации задолженности колхоза перед кредиторами  по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.01.2004 в  сумме 5 478 969 рублей. Согласно пункту 2 соглашения реструктуризация осуществляется путем отсрочки и рассрочки погашения задолженности до 2015 года, начиная с 2010 года. Пунктом 10 соглашения предусмотрено, что если колхоз на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет колхоза, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей, право на реструктуризацию указанных долгов приостанавливается.

Соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей. При расторжении соглашения долги колхоза подлежат восстановлению в полном объеме, за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов (пункты 11 и 12 соглашения).

В связи с несоблюдением условий реструктуризации 22.04.2008 налоговый орган направил налогоплательщику сообщение о прекращении действия соглашения о  реструктуризации, которое колхоз получил 29.04.2008.

Налоговая инспекция восстановила колхозу по лицевому счету суммы реструктуризации и направила требование от 22.04.2008 № 8605 об уплате до 13.05.2008 4 902 081 рубля 30 копеек недоимки и 2 180 853 рублей 28 копеек пени. В связи  с неисполнением данного требования налоговая инспекция приняла решение № 5339  о взыскании общей суммы задолженности за счет денежных средств колхоза и выставила инкассовые поручения от 14.05.2008 № 1028 - 1125.

Налоговый орган принял решение от 27.05.2008 № 50 и постановление от 27.05.2008 № 50 о взыскании за счет имущества колхоза 5 187 129 рублей 30 копеек налогов и 2 394 454 рубля 99 копеек пеней. Данная сумма включает задолженность по требованиям налогового органа от 14.04.2008 № 4249, от 22.04.2008 № 8605, от 05.05.2008 № 8877 и 8878, от 06.05.2008 № 49 - 69, от 07.05.2008 № 930 и 931, от 14.05.2008 № 1076 - 1109.

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации колхоз обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.

При новом рассмотрении дела суд  правильно исходил из следующего.

Согласно статье 20 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О  финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в редакции от 29.06.2004, далее - Закон № 83-ФЗ) реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов, в частности являются: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов (статья 27 Закона № 83-ФЗ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 и статьей 29 Закона, расторжение соглашения о реструктуризации долгов по указанным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

В соответствии с пунктом 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается.

В случае, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется. В случае невыполнения этого условия сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на реструктуризацию задолженности.

Процедура расторжения соглашения о реструктуризации долгов установлена Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 № 4 (далее - Порядок).

Согласно пункту 11 Порядка сельхозтоваропроизводители - должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.

Территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает решение о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Со дня принятия решения о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.

Согласно статье 11 Закона № 83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации (пункт 1). Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением о ней и Федеральным законом (пункт 3). Территориальные комиссии принимают решения о расторжении соглашений о реструктуризации долгов и приостановлении их действия (пункт 4).

Приказом Министерства сельского хозяйства России № 103, Министерства финансов России № 69н, Министерства экономического развития и торговли России № 119, Министерства промышленности и энергетики России № 113 от 07.07.2005 «О федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2005 № 6867) утверждено Положение «О территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях», которым определены как состав комиссии, так и порядок принятия ею решений (далее - Положение).

Согласно подпункту «н» пункта 3 Положения в функции территориальной комиссии входит осуществление контроля за ходом исполнения должником обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов.

В соответствии с пунктами 5 - 8 Положения территориальную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства. В состав территориальной комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе, заседания комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем. Новое Положение с аналогичными условиями утверждено приказом Министерства сельского хозяйства России № 4, Министерства финансов России № 4н, Министерства экономического развития России № 12, Министерства промышленности и торговли России № 25 от 18.01.2010 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2010 № 16388).

Проанализировав указанные нормы, суд сделал правильный вывод о том, что принятие решения о приостановлении реструктуризации долгов и о расторжении соглашения о реструктуризации долгов предоставлено специально уполномоченному на то органу - территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей; письмо налогового органа не может заменить решение о приостановлении действия реструктуризации и о расторжении соглашения.

Поскольку доказательства принятия территориальной комиссией решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов не представлены, суд сделал правильный вывод о том, что последующие действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности, включенной в соглашение о реструктуризации и последующему начислению пени на реструктуризированную задолженность неправомерны, поэтому срок уплаты сумм, установленных соглашением о реструктуризации, не наступил и заявление уполномоченного органа в этой части является необоснованным.

Суд признал незаконным постановление налоговой инспекции от 27.05.2008 № 50 в части взыскания с колхоза за счет его имущества 7 641 115 рублей 86 копеек, хотя общая сумма налогов и пени по данному постановлению составляет 7 581 584 рубля 29 копеек.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным постановления налоговой инспекции от 27.05.2008 № 50 в части 59 531 рубля 57 копеек (7 641 115 рублей 86 копеек - 7 581 584 рубля 29 копеек) подлежит отмене с направлением  дела в отмененной части на новое рассмотрение в тот же суд в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить допущенное нарушение, установить обстоятельства по данному эпизоду, в совокупности оценить представленные в дело доказательства, правильно применить нормы права, учесть указания суда кассационной  инстанции и принять  законное и  обоснованное  решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:  


решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.06.2010 по делу № А61-1591/2008 отменить в части признания незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Северная Осетия - Алания от 27.05.2008 № 50 в части 59 531 рубля 57 копеек и в этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка