• по
Более 66000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. Дело № А32-19823/2009

[Суд обоснованно сделал вывод, что в спорный период перевозочные документы оформлялись товарной конторой станции Туапсе более, чем 17,9 мин. на один перевозочный документ, в связи с чем из расчета общей суммы платы за пользование вагонами в спорный период правомерно исключена плата, начисленная за время, превышающее норму оформления перевозочных документов, в общей сумме 22 288 рублей 89 копеек]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги», от ответчика - открытого акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт», рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу № А32-19823/2009, установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» (далее - дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (далее - порт) о взыскании 29 438 рублей 47 копеек платы за пользование вагонами.

Решением от 04.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2010, с дороги в пользу порта взыскано 9 402 рубля 13 копеек, в остальной части в иске отказано. При рассмотрении дела суд установил, что в состав спорной суммы неправомерно включено 39 рублей 22 копейки в связи с тем, что дорога при расчете платы за пользование вагонами округляла суммы до 10 копеек, в то время как следовало округлять до копейки. Во взыскании 22 288 рублей 89 копеек отказано в связи с тем, что плата за пользование вагонами неправомерно рассчитана за время, превышающее норму оформления дорогой перевозочных документов, согласованное в договоре от 25.06.2008. Из расчета истца исключена сумма в размере 821 рубля 04 копеек, поскольку задержка формирования маршрута 27.07.2008 вызвана тем, что дорога не подала порожние вагоны, пригодные под погрузку.

В кассационной жалобе дорога просит отменить судебные акты в части отказа в иске. По мнению заявителя, суд вышел за пределы исковых требований, рассмотрев сверх заявленной суммы иска, требование о взыскании 3 112 рублей 81 копейки, которое дорогой не предъявлялось. Дорога правомерно округляла в своем расчете плату за пользование вагонами до десятых копеек согласно таблицам № 5 - 10 Тарифного руководства № 2. Письмо Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ) от 19.02.2009 не является обязательным для исполнения предписанием. Выводы суда о том, что истец не предоставили уведомления о подаче вагонов на пути порта, не обоснован. На 2 часа (время подачи уведомления) плата за пользование вагонами не начислялась. Выводы о несоблюдении дорогой часового интервала при подаче вагонов противоречат материалам дела: ритмичность подачи вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов. Вагоны зачислялись на ответственность порта с учетом ранее поданных партий вагонов по установленному интервалу 1 час. Вывод о превышении дорогой времени оформления перевозочных документов не подтверждаются актами общей формы. Дорога правомерно начислила порту плату за время формирования маршрута на путях ответчика.

Порт в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы, считая судебные акты законными.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, дорога и порт заключили договор от 25.06.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий дороге, для порта при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги. В соответствии с договором производится подача и уборка вагонов на/с железнодорожный путь необщего пользования порта, примыкающий к путям № 5, 6 парка «В» станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, через стык рамного рельса стрелочного перевода № 207 и стык рамного рельса стрелочного перевода № 228, обслуживаемого локомотивом порта.

В период с 20.07.2008 по 31.07.2008 дорога подавала для порта вагоны на путь необщего пользования. В материалы дела представлены ведомости подачи/уборки вагонов, фиксирующие время нахождения вагонов под грузовой операцией. Порт подписал ведомости оговорками о нарушениях, допущенных дорогой при расчете платы за пользование вагонами.

Истец начислил порту плату за пользование вагонами в указанный период в сумме 324 622 рубля 25 копеек (т. 1, л. д. 62).

Стороны подписали акт сверки расчетов за третью декаду июля 2008 года, из которого следует, что порт признал задолженность только на сумму 183 128 рублей 02 копейки; задолженность в размее 141 494 рублей 23 копеек не признал по мотивам, изложенным в оговорках к ведомостям подачи и уборки вагонов (т. 1, л. д. 63).

Согласно представленному дорогой с исковым заявлением расчету платы за пользование вагонами на путях порта за 3-ю декаду 2008 года истец начислил ответчику плату в размере 212 566 рублей; в расчете указано, что с учетом ранее оплаченной платы за пользование задолженность порта составила 29 438 рублей 47 копеек.

Дорога обратилась к порту с иском о взыскании данной суммы.

Истец не представил расчет иска, из которого было бы видно, в каких суммах и по каким позициям у сторон возникли разногласия.

Ответчик представил расчет платы за пользование вагонами за 3-ю декаду июля 2008 года и отзыв на иск, из которых следует, что ответчик не признает предъявленную истцом задолженность на сумму 39 рублей 22 копейки в связи с неправомерным округлением результатов расчета платы до десятых копеек; задолженность на сумму 3 112 рублей 82 копейки указана истцом в качестве переплаты, поскольку простой произошел в связи с допущенными дорогой нарушениями интервальности подачи вагонов и порядка уведомления порта о подаче вагонов; задолженность в сумме 9 402 рубля 13 копеек не признана в связи с несогласием с начислением платы за пользование вагонами за время формирования маршрута на путях необщего пользования; 22 288 рублей 89 копеек долга не признано ответчиком в связи с тем, что простой вагонов вызван превышением дорогой согласованных в договоре сроков оформления перевозочных документов; 821 рубль 04 копейки долга не признается ответчиком в связи с тем, что простой произошел в связи неподачей дорогой порожних вагонов, пригодных под погрузку импортного сахара-сырца.

Доводы заявителя о том, что суд вышел за пределы исковых требований, оценивались и были правомерно отклонены апелляционной инстанцией. Поскольку своего расчета спорной суммы истец не представил, суд правомерно, наряду с доводами истца, рассмотрел доводы ответчика о возможных основаниях возникновения спорного долга. Заявитель не указал, каким образом нарушены его права тем обстоятельством, что рассмотренные судом возражения ответчика касались большей суммы, чем сумма иска. При этом истец не заявил, что основания предъявленного долга были иными и, обжалуя судебные акты, также исходил из расчета ответчика.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Суды установили, что общество произвело расчет платы за пользование вагонами с округлением сумм до 10 копеек. Ответчик произвел расчет путем умножения базовых ставок, рассчитанных с учетом суточного вагонооборота и указанных в таблицах № 5 - 8 Тарифного руководства № 2, на коэффициент, утвержденный приказом ФСТ от 30.04.2008 № 120-т/1, с округлением до копейки, что соответствует порядку, приведенному в Тарифном руководстве. Правильность округления до копейки подтверждена письмом ФСТ России от 19.02.2009 № ЕВ-914/10. Ссылка на то, что письмо ФСТ не является обязательным для исполнения предписанием, не принимается. В силу пункта 6.13 Положения о ФСТ (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332) ФСТ вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. В результате неправильного округления истец излишне начислил ответчику к оплате 39 рублей 22 копейки.

В пункте 18.14 договора от 25.06.2008 определено, что технологическое время на оформление одного перевозочного документа товарной конторой станции Туапсе при перевозке импортных грузов составляет 13,2 мин., а на маршрутную отправку - 17,9 мин.; в случае обработки документов свыше указанного времени данное обстоятельство оформляется актом общей формы и исключается из оплачиваемого времени за пользование вагонами. В материалах дела имеются составленные сторонами в спорный период акты общей формы, из которых следует, что вагоны снимались с ответственного простоя порта по моменту оформления документов таможенными органами, то есть значительно позже времени уведомления порта о завершении грузовой операции (т. 1, л. д. 137 - 154). В указанных актах тальман порта сделал оговорки, в которых указал время оформления документов работниками железной дороги после уведомления портом об окончании погрузки и время оформления перевозочных документов работниками Краснодарской таможни и работниками ООО «ТВТ». Из этих документов суд обоснованно сделал вывод, что в спорный период перевозочные документы оформлялись товарной конторой станции Туапсе более, чем 17,9 мин. на один перевозочный документ, в связи с чем из расчета общей суммы платы за пользование вагонами в спорный период правомерно исключена плата, начисленная за время, превышающее норму оформления перевозочных документов, в общей сумме 22 288 рублей 89 копеек.

Заявитель ссылается на то, что ответчику правомерно начислена плата за пользование вагонами в период формирования маршрута на его путях. Однако в части 9 402 рублей 13 копеек платы за пользование вагонами по указанному основанию требования истца признаны обоснованными и удовлетворены судом.

Заявитель оспаривает выводы суда о том, что в спорный период дорога нарушала установленную договором интервальность подачи вагонов и порядок уведомления порта о подаче вагонов. Однако суд не указал, что в связи с перечисленными обстоятельствами порту излишне начислена плата за пользование вагонами, а также не установил конкретные обстоятельства названных нарушений со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства. Таким образом, данные выводы суда не повлияли на правильность принятых по делу судебных актов.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу № А32-19823/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-19823/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 29 сентября 2010

Поиск в тексте