ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. Дело № А53-1636/2010

[Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора о привлечении общества
 к административной ответственности за совершение административного правонарушения,
предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, является правильным]
(Извлечение)

          

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Фортуна», в отсутствие заявителя - прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомления № 26236 и 26237), рассмотрев кассационную жалобу прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2010 по делу № А53-1636/2010, установил следующее.

Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Фортуна» (далее - общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением от 23.03.2010  суд отказал в удовлетворении заявленного требования.

Судебный акт мотивирован недоказанностью прокурором наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса. Пункт приема платежей не является кассой букмекерской конторы. Суд указал, что в нарушение статьи 28.2 Кодекса постановление от 25.01.2010 о возбуждении административного производства  вынесено  без участия законного представителя общества, при отсутствии доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки по факту осуществления им предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить решение от 23.03.2010 и принять по делу новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса.  

По мнению подателя жалобы, осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне мест, указанных в лицензии, является нарушением условий, предусмотренных лицензией, и подлежит квалификации по части 3 статьи 14.1 Кодекса. Общество, осуществляя деятельность по приему платежей от физических лиц и выплату выигрыша по месту нахождения обособленного подразделения, фактически осуществляет игорную деятельность по месту нахождения этого обособленного подразделения.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в результате проверки пункта приема платежей букмекерской конторы и тотализатора, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 15, сотрудники прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону выявили, что данный пункт является обособленным подразделением общества, осуществляющим прием платежей, передачу информации в головное подразделение общества и выдачу клиентам денежных средств по указанию последнего. Общество имеет лицензию от 30.06.2009 № 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, согласно которой местом нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности является: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, д. 22 (литер Л). Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 15, в лицензии не указано.

25 января 2010 года прокурор вынес в отношении общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса. В мотивировочной части названного постановления указано, что исходя из целей и предмета деятельности, обособленное подразделение общества является местом осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Общество осуществляет деятельность, направленную на организацию заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между участниками азартной игры по месту нахождения обособленного подразделения, в нарушение условий имеющейся у него лицензии, что свидетельствует о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса.

Указанное постановление и материалы дела об административном правонарушении прокурор направил в Арбитражный суд Ростовской области для привлечения общества к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом № 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).

В силу пункта 14 статьи 4 Закона № 244-ФЗ букмекерская контора - игорное заведение или части игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Согласно статье 2, пункту 1 статьи 7 Закона № 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

В пункте 9 статьи 4 Закона № 244-ФЗ указано, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с указанным Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Порядок лицензирования юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон определен Положением «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451. Пунктом 2 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.

Статья 364 Налогового кодекса Российской Федерации определяет кассу букмекерской конторы как специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитываются общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Суд установил, что принцип работы букмекерской конторы общества является сетевым, т. е. у общества имеется разветвленная сеть обособленных подразделений (пунктов приема платежей на территории Российской Федерации), одним из которых является обособленное подразделение, находящееся по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 15. Данное обособленное подразделение зарегистрировано в территориальном налоговом органе (т. 1, л. д. 39).

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суд сделал вывод о том, что указанное обособленное подразделение (пункт приема платежей) не осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр и не является кассой букмекерской конторы. При этом суд исходил из того, что прием ставок производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (далее - АТК) в офисе букмекерской конторы, находящейся по указанному в лицензии адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, 22. После приема ставки АТК передает информацию на пункт приема платежей. Обособленным подразделением от клиента принимаются денежные средства для пополнения его лицевого счета, с которого в офисе букмекерской конторы по распоряжению клиента может списываться денежная сумма в целях обеспечения ставки. Определение результата азартной игры (спортивного события), расчет и выплата выигрыша производится в офисе букмекерской конторы, а на пункт приема платежей передается информация о результате азартной игры (спортивного события). Установив, что пунктом приема платежей, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 15 не осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, суд сделал вывод о том, что данное обособленное подразделение не подлежит указанию в приложении к имеющейся у общества лицензии в разделе «места осуществления лицензируемого вида деятельности».

Суд всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  и, сделав вывод о том, что обособленным подразделением общества, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 15 ставки не принимались и их расчет не производился, обоснованно не принял довод прокурора об осуществлении обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением условий, предусмотренных  имеющейся у общества лицензией.

Поскольку, в нарушение статей 65 и 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор не представил доказательства об осуществлении обществом предпринимательской  деятельности  с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), вывод суда об отсутствии в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса, является правильным.

Кроме того, суд установил, и иные доказательства не представлены в материалы дела, что постановление от 25.01.2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении  вынесено в отсутствие законного представителя общества, при отсутствии доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте  рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса в случае установления факта совершения административного правонарушения уполномоченным на то органом должен быть составлен протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса, а именно: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также запись о разъяснении данным лицам их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом.

Следовательно, вывод суда о том, что при возбуждении административного дела общество было лишено предоставленных Кодексом гарантий защиты его прав, является правильным.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003  №  2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  нарушение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, является правильным.

При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.

Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:  


решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2010 по делу  № А53-1636/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка