• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2011 г. Дело № А01-1053/2010

[Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований администрации поселения, делая вывод о наличии полномочий у администрации района распоряжаться спорным имуществом, указал, что Тахтамукайским районным Советом народных депутатов в 2005 году принято постановление о согласовании администрации района принятия в муниципальную собственность имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства, а также имущества социально-культурного и бытового назначения, принадлежавшего МП ЖКХ Тахтамукайского района]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» - Демченко А.Е. (доверенность от 09.06.2011), Мамедова И.П. (доверенность от 04.07.2011), Небавского А.А. (доверенность от 04.07.2011), Кушу З.М. (доверенность от 04.07.2011), Ожева И.Р. (и.о. руководителя), от ответчиков: муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Яблоновское» (ИНН 0106011933, ОГРН 1040100629898) - Пашковой О.А. (доверенность от 11.01.2011), общества с ограниченной ответственностью «Зенит-2» (ИНН 0107009535, ОГРН 1060107001580) - Торниковой И.В. (доверенность от 14.02.2011), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Энемское», муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Афипсипское», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 по делу № А01-1053/2010 (судьи Фахретдинов Т.Р., Малыхина М.Н., Тимченко О.Х.), установил следующее.

Администрация муниципального образования «Яблоновское городское поселение» (далее - администрация поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» (далее - администрация района), МУП ЖКХ «Яблоновское» (далее - предприятие), ООО «Зенит-2» (далее - общество) о признании незаконным распоряжения главы администрации района от 30.12.2005 № 962 «О принятии в муниципальную собственность не реализованного в ходе конкурсного производства имущества, принадлежащего МП ЖКХ “Тахтамукайское”» (далее - распоряжение № 962), недействительным договора, заключенного администрацией района и предприятием от 16.01.2006, о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (далее - договор от 16.01.2006), а также об истребовании из чужого незаконного владения 64 объектов недвижимости с признанием недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения предприятия на эти объекты (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Иск мотивирован тем, что администрация района в нарушение требований Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее - Закон № 122-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) неправомерно передала имущество МП ЖКХ «Тахтамукайское» предприятию, учредителем которого является администрация, в связи с чем имущество, находящееся на территории администрации поселения, в нарушение названных законов выбыло из собственности истца помимо его воли.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - служба регистрации), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление налоговой службы), МУП ЖКХ «Энемское», МУП ЖКХ «Афипсипское».

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2010 иск удовлетворен в части признания распоряжения № 962 недействительным, признания недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения предприятия на 64 спорных объекта, истребования этих объектов; в удовлетворении иска о признании недействительным договора от 16.01.2006 отказано ввиду недействительности названной сделки независимо от признания ее таковой судом. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу статьи 154 Закона № 122-ФЗ спорные объекты подлежали передаче администрации поселения в собственность до 01.01.2006. Администрация района не имела полномочий распоряжаться этим имуществом.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 решение от 26.10.2010 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции указал, что администрация поселения не доказала факт возникновения у нее права собственности в отношении истребуемого имущества. Учредителем МП МЖК «Тахтамукайское» являлась администрация района, при этом истец не обосновал, по каким причинам оставшееся не реализованное в ходе конкурсного производства имущество названного муниципального предприятия должно быть передано администрации поселения. Спорные объекты до их передачи предприятию не поступали во владение администрации поселения, что исключает возможность применения статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. Положения статьи 154 Закона № 122-ФЗ в данном случае не применимы, так как муниципальное образование «Яблоновское городское поселение» не включено в перечень вновь образованных муниципальных образований - городских и сельских поселений, содержащихся в Законе Республики Адыгея от 12.12.2005 № 385 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений» (далее - Закон Республики № 385). Истец, истребуя объекты водно-канализационного хозяйства поселения из владения предприятия, не доказал, какие конкретно правомерные цели преследуют его требования. В иске также надлежит отказать в связи с пропуском срока исковой давности, поскольку администрация поселения должна была знать о закреплении спорного имущества за предприятием с 2006 года.

В кассационной жалобе администрация поселения просит отменить постановление от 18.02.2011, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не учел, что статусом муниципального района администрация района наделена 14.05.2004, учредителем МП ЖКХ «Тахтамукайское» выступал комитет по управлению имуществом Тахтамукайского района, который в 1993 году не являлся муниципальным органом. Суд апелляционной инстанции не истребовал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) для определения прежнего собственника. Суд не рассмотрел довод истца о том, что спорное имущество передано администрацией района в хозяйственное ведение предприятию только 13.01.2006, то есть на момент принятия распоряжения № 962 администрация района не владела этим имуществом. Суд не учел, что у главы администрации района отсутствуют полномочия самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, в представленном в материалы дела постановлении Тахтамукайского районного Совета народных депутатов от 23.12.2005 № 36-15 не содержится указаний о наделении главы администрации района такими полномочиями. Суд, делая вывод об отсутствии доказательств возникновения права собственности истца в отношении спорных объектов, не указал, какие документы свидетельствуют о возникновении такого права у администрации района. Вывод о том, что виндикационный иск не подлежит удовлетворению, если не доказан факт утраты владения, основан на неверном толковании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право администрации поселения возникло на основании Закона № 122-ФЗ. Суд апелляционной инстанции сделал противоречивый вывод об отсутствии спора между администрацией района и администрацией поселения, не применил подлежащий применению Закон № 122-ФЗ. Материалами дела не подтверждается факт нахождения спорного имущества в собственности администрации района на момент регистрации МП ЖКХ «Тахтамукайское». Интерес истца заключается в том, что в случае реализации социально значимого имущества на торгах администрация поселения не сможет выполнять часть возложенных на нее функций. Вывод о пропуске истцом срока исковой давности ошибочен, так как вопрос о публикации постановления Совета народных депутатов МО «Тахтамукайский район» от 31.10.2006 № 46-7 и доведении его иным образом до администрации поселения не исследован.

Предприятие и управление налоговой службы представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

От иных участвующих в деле лиц отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебном заседании представители администрации поселения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители предприятия и ООО «Зенит-2» возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.06.2011 до 16 часов 15 минут 05.07.2011.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемый судебный акт надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Тахтамукайского района от 15.12.1993 № 480 зарегистрировано МП ЖКХ «Тахтамукайского района», учредителем которого выступил комитет по управлению муниципальным имуществом Тахтамукайского района (т. 1, л. д. 73). Согласно уставу названного предприятия, зарегистрированному постановлением главы администрации района от 15.12.1993 № 480 имущество предприятия принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения в пределах, установленных договором о закреплении имущества, заключенным предприятием и комитетом по управлению муниципальным имуществом (пункт 4.2 устава МП ЖКХ «Тахтамукайского района»). Предметом деятельности предприятия являлись, в том числе, содержание и эксплуатация коммунальных сетей зданий, сооружений и природных ресурсов, расположенных на территории Тахтамукайского района, производство работ по монтажу, наладке и ремонту технологического оборудования, систем вентиляции, коммунальных сетей теплоснабжения и водоснабжения (т. 1, л. д. 78, 81).

Аналогичные положения были закреплены в новой редакции устава МП ЖКХ «Тахтамукайского района», зарегистрированного постановлением главы администрации района от 02.03.2001 № 154 (т. 2, л. д. 86 - 94).

Как следует из определения Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.01.2006 по делу № А01-Б-1047-2004-8 о завершении в отношении МП ЖКХ «Тахтамукайское» конкурсного производства, торги по продаже имущества указанного должника были признаны несостоявшимися, в связи с чем 12.12.2005 МП ЖКХ «Тахтамукайское» и администрация района заключили соглашение о порядке принятия в муниципальную собственность администрации района жилищного фонда социального использования, а также социально-значимых объектов и имущества МП ЖКХ «Тахтамукайское», не проданных в ходе конкурсного производства. По условиям данного соглашения МП ЖКХ «Тахтамукайское» передает на возмездной основе в муниципальную собственность администрации района имущество социально-культурного и бытового назначения, а также имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства; за полученное имущество муниципальными предприятиями ЖКХ, учредителями которых является администрация района, оплачены денежные средства в сумме 6 969 170 рублей 39 копеек, из которых погашены затраты на конкурсное производство в сумме 1 503 548 рублей 34 копейки, задолженность по заработной плате в сумме 4 465 622 рубля, задолженность перед Пенсионным фондом России в сумме 1 млн рублей. Согласно актам приема-передачи от 13.01.2006 администрация района приняла в муниципальную собственность имущество должника МП ЖКХ «Тахтамукайское», не реализованное в ходе конкурсного производства (т. 2, л. д. 58 - 61).

В декабре 2005 года Тахтамукайским районным Советом народных депутатов принято постановление о согласовании администрации района принятия в муниципальную собственность имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства, а также имущества социально-культурного и бытового назначения, принадлежавшего МП ЖКХ «Тахтамукайского района», согласно приложению (т. 2, л. д. 84).

Не реализованное в ходе конкурсного производства имущество МП ЖКХ «Тахтамукайское» принято в муниципальную собственность администрации района распоряжением № 962. Названным распоряжением имущество МП «Тахтамукайское» передано по актам приема-передачи муниципальным унитарным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства «Энемское», «Октябрьское», «Афипсипское», «Яблоновское» в хозяйственной ведение (т. 1, л. д. 26).

16 января 2006 года администрация района и предприятие заключили договор о закреплении за последним на праве хозяйственного ведения муниципального имущества согласно акту приема-передачи от 16.01.2006 и на основании распоряжению № 962 (т. 1, л. д. 27 - 29).

В соответствии с актом приема-передачи от 16.01.2006 администрация района передала предприятию в полное хозяйственное ведение жилищный фонд, недвижимое имущество, не вошедшее в состав жилфонда, прочее движимое имущество (т. 1, л. д. 30).

Как видно из перечня недвижимого имущества, не вошедшего в состав жилфонда, предприятию переданы артскважины, водозаборные сооружения, водонапорные башни, водопроводные сети, инженерные сооружения, насосные станции, канализационные сети, очистные сооружения, а также иные объекты (автодороги, гаражи-боксы, подстанция трансформаторная, трансформатор силовой) (т. 1, л. д. 31 - 33).

Постановлением Тахтамукайского районного Совета народных депутатов от 31.10.2006 № 46-7 администрацией района согласован перечень имущества для включения в проект Закона Республики Адыгея по разграничению имущества между муниципальным образованием «Тахтамукайский район» и городскими и сельскими поселениями Тахтамукайского района. Указанным постановлением утвержден перечень имущества для включения в проект Закона Республики Адыгея по разграничению имущества между муниципальным образованием «Тахтамукайский район» и муниципальным образованием «Яблоновское городское поселение» (приложение № 2) (т. 1, л. д. 16, 17).

В соответствии с приложением № 2 к постановлению Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район» от 31.10.2006 № 46-7 в перечень основных средств, передаваемых в собственность администрации поселения, в составе имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вошло предприятие (т. 1, л. д. 19).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.04.2007 по делу № А01-297/2007-6 администрация района и Совет народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район» обязаны принять необходимые меры по передаче муниципального имущества, находящегося на территории муниципального образования «Южный округ», в собственность названного муниципального образования (т. 1, л. д. 40 - 43).

Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.04.2007 по делу № А01-297-2007-6, а также постановления Тахтамукайского районного Совета народных депутатов от 31.10.2006 № 46-7 главами администрации района и администрации поселения 30.12.2008 подписан акт приема-передачи в собственность последней муниципального имущества, расположенного на территории МО «Яблоновское городское поселение», находящегося в собственности муниципального образования «Тахтамукайский район». В качестве подлежащего передаче имущества в акте от 30.12.2008 указано предприятие (т. 1, л. д. 97 - 100).

Администрация поселения, считая, что администрация района неправомерно распорядилась имуществом МП ЖКХ «Тахтамукайское», передав его в хозяйственное ведение предприятия, обратилась в суд с иском.

Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований администрации поселения, делая вывод о наличии полномочий у администрации района распоряжаться спорным имуществом, указал, что Тахтамукайским районным Советом народных депутатов в 2005 году принято постановление (т. 2, л. д. 84) о согласовании администрации района принятия в муниципальную собственность имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства, а также имущества социально-культурного и бытового назначения, принадлежавшего МП ЖКХ Тахтамукайского района.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки доводам администрации поселения о возникновении у нее права собственности на спорные объекты в силу Закона № 122-ФЗ, принимая во внимание факт нахождения этих объектов на территории администрации поселения, а также не учел, что вступившим в законную силу решением суда от 12.04.2007 делу № А01-297/2007 суд обязал администрацию района и Совет народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район» принять необходимые меры по передаче муниципального имущества, находящегося на территории муниципального образования «Южный округ», в собственность муниципального образования «Южный округ» (прежнее наименование администрации поселения).

В деле № А01-297/2007 установлено, что администрация поселения не относится к числу вновь созданных муниципальных образований, наделение имуществом которых может происходить только после принятия закона Республики Адыгея по разграничению имущества между муниципальными образованиями района и городскими и сельскими поселениями. Имущество, находящееся на территории данного муниципального образования, необходимое ему для осуществления полномочий, определенных Законом о местном самоуправлении, должно быть передано ему в собственность независимо от принятия закона Республики Адыгея в порядке и сроки, предусмотренные частью 11.1 статьи 154 Закона 122-ФЗ.

Суду также следовало учесть, что в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Вывод суда апелляционной инстанции о пропуске срока исковой давности администрацией поселения является преждевременным, поскольку вопрос о доведении до заявителя сведения о принятии постановления Тахтамукайского районного Совета народных депутатов от 31.10.2006 № 46-7 не исследован.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Вывод суда первой инстанции о том, что требование администрации поселения о признании недействительным договора от 16.01.2006 не подлежит удовлетворению, так как названный договор ничтожен независимо от признания его таковым судом, ошибочен. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суду первой инстанции следует учесть изложенное и, правильно применив нормы права, разрешить спор.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 по делу № А01-1053/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

      

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А01-1053/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 07 июля 2011

Поиск в тексте