ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2011 г. Дело № А32-21888/2010

[При отсутствии доказательств вынесения ненормативного акта о таком изменении, управление
 не обладало полномочиями самостоятельно изменять вид разрешенного использования]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский инженерно - технический центр Минобороны России» (ИНН 7810252947, ОГРН 1037821007894), от заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц: Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный проектно - изыскательский институт земельно-кадастровых съемок» - ВИСХАГИ (ИНН 7710011592, ОГРН 1027700530835), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр “Земля”» по Южному федеральному округу (ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербурский инженерно-технический центр» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2011 по делу № А32-21888/2010 (судья Савин Р.Ю.), установил следующее.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) в проведении переоценки кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 23:49:02 02 007:00006, обязании управления провести переоценку кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 9 состава видов разрешенного использования, утвержденных распоряжением главы Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» (уточненные требования).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно - изыскательский институт земельно-кадастровых съемок» - ВИСХАГИ (далее - ВИСХАГИ), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - терруправление), федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр “Земля”» по Южному федеральному округу (далее - ФГУП «Земля»).

Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении государственной кадастровой оценки земель спорный земельный участок необоснованно был отнесен к седьмой группе Типового перечня видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и религии, поскольку земельный участок находится в промышленно-складской зоне Центрального района г. Сочи и его фактическая застройка свидетельствует о принадлежности участка к девятой группе Типового перечня видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, быта и заготовок.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что при государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в исходном перечне сведения о номере вида разрешенного использования указываются на основании наименования вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о наименовании вида разрешенного использования земельного участка вносятся в исходный перечень на основании сведений документов государственного земельного кадастра, а в сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:02 02 007:0006 является земельным участком с более чем одним видом разрешенного использования, 7 и 9 виды разрешенного использования одновременно. Для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, исходя из наибольшего значения - по седьмому виду разрешенного использования, что соответствует указаниям пункту 2.7 Методических указаний № 39. Заявителем в дело не представлено доказательств, подтверждающих внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка либо того, что он в установленном законом порядке обращался в уполномоченный орган за изменением вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, суд указал, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 № 57-р распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» от 29.12.2007 № 1202-р (на которое ссылается заявитель) с 09.02.2010 признано утратившим силу, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края утверждены постановлением от 05.02.2010 № 58-р.

В апелляционном суде дело не рассматривалось в связи с отказом в восстановлении пропущенного ответчиком срока подачи апелляционной жалобы.

В кассационной жалобе предприятие просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что рассматриваемая оценка кадастровой стоимости земельного участка проведена с нарушением установленного порядка - путем неправильного применения существовавших на момент проведения оценки нормативов. Кадастровая стоимость земельного участка 916 493 403 рублей, отраженная в кадастровом плане от 18.02.2008 № 49/08-03-2376, необоснованна и не соответствует распоряжению главы Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Предприятие считает ошибочным отнесение земельного участка к виду разрешенного использования 7 и применении соответствующих ставок, поскольку на земельном участке не существует размещения административных и офисных зданий, объектов здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии. Во время указания в кадастровом паспорте кадастровой стоимости земельного участка действовало распоряжение главы Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Значения удельной стоимости и состав видов разрешенного использования участков не изменились в распоряжении главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 № 58-р.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУП «Земля» просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на спорном земельном участке кадастровым номером 23:49:02 02 007:00006 площадью 14 700 кв. м, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, пер. Виноградный, д. 12, расположено 14 объектов недвижимости, закрепленных за ФГУП «СПб Инжтехцентр» на праве хозяйственного ведения. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 26.02.2008 указанный земельный участок находится в федеральной собственности Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ № 584-р от 19.04.2010 ФГУП «СПб Инжтехцентр» передан из ведения ФНС России в ведение Минобороны России, в связи с чем полное наименование изменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России».

Предприятие, имеющее намерение получить в аренду земельный участок, обратилось в управление с заявлениями от 03.03.2010 № 417 и от 12.05.2010 № 454 о проведении переоценки кадастровой стоимости земельного участка, мотивированными неверно рассчитанной кадастровой стоимостью участка.

Письмами от 11.03.2010 №10/1802 и от 25.05.2010 №22-312/22081 управление отказало в проведении переоценки, что послужило основанием для обращения предприятие в арбитражный суд с заявлением.

Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент), утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - методические указания), утвержденными совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 Техническими рекомендациями по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований и сделал вывод о достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка виду разрешенного его использования.

Определение номера вида разрешенного использования земельного участка является элементом организации проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, который отнесен Правительством Российской Федерации к числу функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение № 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.

При государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в исходном перечне сведения о номере вида разрешенного использования указываются на основании наименования вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о наименовании вида разрешенного использования земельного участка вносятся в исходный перечень на основании сведений документов государственного земельного кадастра, а в кадастр указанные сведения вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно постановлению главы администрации города Сочи от 08.02.1995 № 117/7 земельный участок занят административным корпусом и складскими помещениями, закреплен за правообладателем без права изменения целевого назначения.

В соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица № 1 приложения № 2) земельный участок девятого вида разрешенного использования предполагает наличие на нем производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Земельные участки, на которых расположены иные административные здания, относятся к седьмому виду разрешенного использования.

Пунктом 3.7 Технических рекомендаций установлено, что расчет кадастровой стоимости земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется исходя из сведений о том виде, при котором кадастровая стоимость земельного участка является наибольшей, поэтому апелляционный суд посчитал правомерным отнесение спорного земельного участка к седьмому виду разрешенного использования.

Заявитель  в установленном порядке не обращался к уполномоченному органу с заявлением о внесении изменений  относительно вида разрешенного использования земельного участка  в целом (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ   в редакции от 19.07.2011, статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»,  статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

При отсутствии доказательств вынесения ненормативного акта о таком изменении, управление не обладало полномочиями самостоятельно изменять вид разрешенного использования.

Фактически доводы кассационной жалобы, не опровергая правильность выводов суда первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции и не может служить основанием для изменения  либо отмены  обжалованного  судебного акта.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2011 по делу № А32-21888/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка