• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2010 г. Дело № А53-7515/2010

[Правовые основания у ответчика для списания спорных сумм отсутствовали, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью «ЮжТранс» - Давыдовой З.Н. (доверенность от 29.10.2010), Пиленко С.Ф. (доверенность от 11.01.2010), от ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» - Гавриловой Г.В. (доверенность от 27.11.2009), Исмаиловой К.А. (доверенность от 24.03.2010), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2010 (судья Илюшин Р.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 (судьи Величко М.Г., Ехлакова С.В., Корнева Н.И.) по делу № А53-7515/2010, установил следующее.

ООО «ЮжТранс» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «РЖД» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (далее - железная дорога) об обязании восстановить на лицевом счете общества в ТехПД ТЦФТО-СП железной дороги запись на сумму 61 140 рублей 87 копеек.

Решением от 09.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.210, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что из толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) не следует, что норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования; договором сторон также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на указанных путях и не определен размер этой платы. Тарифное руководство № 2 к спорным правоотношениям не применяется.

В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение и постановление апелляционного суда. По мнению заявителя, суды не оценили условия договоров, заключенных обществом с его контрагентами. Соглашением сторон предусмотрено начисление платы за пользование вагонами и контейнерами по ставкам № 9 и 10 Тарифного руководства № 2. Названное руководство регулирует как правила взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, так и правила взыскания соответствующей платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения их в ожидании подачи или приема по вине грузоотправителя и грузополучателя. В актах общей формы представители истца не согласились с объемом поданных собственником вагонов. Нахождение на путях общего пользования вагонов истца, не принадлежащих перевозчику, является услугой, подлежащей оплате.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в декабре 2009 года в адрес общества прибыли железнодорожные вагоны для проведения погрузочно-разгрузочных работ. В соответствии с актами общей формы № 525, 528, 530 и 531, подписанными обществом с особым мнением, и накопительными ведомостями № 000241, 000242, 000243 и 000244 с подписью на ведомостях представителя общества «не согласен», зафиксирован факт простоя вагонов (в количестве сверх согласованных с дорогой заявках на оформление плана перевозок грузов), не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования на станции Чапаевка-Ростовская СКЖД.

Ответчик в адрес истца выставил счет-фактуру и списал с его счета в ТехПД сумму в размере 61 140 рублей 87 копеек. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Таким образом, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве № 2.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Аналогичная позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 4387/10 и от 10.03.2009 № 14391/08.

Суды установили, что спорные вагоны не принадлежат железной дороге на праве собственности или ином праве. Соглашением сторон о размере платы за пользование вагонами и контейнерами (договор от 27.10.2008 № 108/9 и соглашение от 27.10.2008) не предусмотрено взимание с общества платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования; не определен размер такой платы.

При указанных обстоятельствах правовые основания у ответчика для списания спорных сумм отсутствовали, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды не оценили условия договоров, заключенных обществом с его контрагентами, противоречит материалам дела. Оценив договоры и соглашения, суды установили, что их условия не предоставляют железной дороге права начисления обществу платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения их на путях общего пользования по ставкам Тарифного руководства № 2.

Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по делу № А53-7515/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А53-7515/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 10 декабря 2010

Поиск в тексте