ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2010 г. Дело № А53-8884/2010

[Суд первой и апелляционной инстанций правомерно пришел к выводу, что указанная
реклама не отвечает требованиям действующего законодательства]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества «ОТП Банк», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомления № 25311, 25312), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «ОТП Банк» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2010 (судья Гришко С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Захарова Л.А., Золотухина С.И., Иванова Н.Н.) по делу  № А53-8884/2010, установил следующее.

ОАО «ОТП Банк» (далее - общество, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения  от 26.02.2010 о признании ненадлежащей рекламы банковского вклада «Радушные времена» ЗАО «Донской народный банк».

Решением суда от 08.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2010, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что присутствие в рекламе условий кредитного договора, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, это свидетельствует о нарушении обществом законодательства о рекламе.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.

Податель жалобы указывает, что выводы судебных инстанций не подтверждаются документированными материалами, экспертными заключениями и противоречат нормам права. Суд первой и апелляционной инстанций не указал, с какого расстояния и при каких условиях невозможно прочтение текста рекламы напечатанного мелким шрифтом. Отсутствие в спорной рекламе условия о минимальной сумме пополнения вклада, процентной ставке  при досрочном востребовании вклада не искажает смысл информации и не вводит потребителей в заблуждение.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в городе Ростове-на-Дону, на пересечении проспекта Ворошиловского и улицы М. Горького, выявило рекламную конструкцию (щит 3м x 6м), содержащую следующую информацию: «13,5 % годовых на 36 дней. Проценты вперед по вкладу «Радушные времена»- Естественно! пер Газетный, 57; ул. Шаумяна, 73. Донской народный банк».

Помимо указанных сведений, на рекламной конструкции размещалась информация, выполненная мелким шрифтом, содержащая условия банковского вклада: «Условия по вкладу «Радушные времена». Проценты по вкладу (годовых): в рублях Российской Федерации: 91 день - 12,85 %, 181 день - 13 %, 366 дней - 13,5 %: в долларах США: 91 день - 5,5 %, 181 день - 6,5 %, 366 дней - 7,5 %; в евро: 91 день - 5,5 %,  181 день - 6,5 %, 366 дней - 7,5 %; в швейцарских франках: 91 день - 5 %, 181 день - 6 %, 366 дней - 7 %. Минимальная сумма вклада: 5 тыс. рублей Российской Федерации,  500 долларов США /евро/ швейцарских франков. Проценты выплачиваются на следующий день после открытия вклада. Расходные операции и дополнительные взносы не предусмотрены. Условия по вкладу действительны на 01.12.2009. Подробнее условия по вкладу «Радушные времена» смотрите на сайте: www.dnbank.ru».

Ввиду того, что указанные сведения напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не поддавался прочтению без специальных средств, управление пришло к выводу о том, что потребитель данной рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.

Общество признано нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). Решением управления от 26.02.2010 указанная реклама признана ненадлежащей.

Общество, полагая, что решение управления является незаконным, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовал представленные в дело доказательства, оценил доводы общества и управления и принял законные и обоснованные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15, 71, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (статья 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в законодательстве о рекламе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона о рекламе.

Использованный банком в рекламном тексте шрифт своим размером должен был обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Однако банк осознано составил и разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по вкладу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Судебные инстанции установили, что распространенная обществом реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, однако существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой. В распространенной обществом рекламе не были указаны влияющие на сумму доходов вкладчиков условия договора вклада, к которым относятся условие о процентной ставке при досрочном востребовании вклада, а также иные расходы, возникающие у вкладчика в процессе исполнения договора по вкладу, что вводит в заблуждение потребителя относительно предлагаемой услуги.

Установив данные обстоятельства, суд первой и апелляционной инстанций правомерно пришел к выводу, что указанная реклама не отвечает требованиям действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают правомерность выводов судебных инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу № А53-8884/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:

файл-рассылка