• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2010 г. Дело № А32-9102/2010

[Суд сделал правильный вывод о том, что решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, изложенное в постановлении от 19.10.2005 № 3127, не имеет юридической силы, поскольку администрация на 19 октября 2005 года не обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Спириденко Т.А., судей Мещерина А.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Алекс-777» - Мякишева Ю.В. (доверенность от 13.04.2010), от заинтересованного лица - администрации города Сочи - Левентюка А.В. (доверенность от 19.07.2010), в отсутствие третьего лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2010 по делу № А32-9102/2010 (судья Нигоев Р.А.), установил следующее.

ООО «Алекс-777» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в аренду земельного участка площадью 5650 кв. м, кадастровый номер 23:49:0204029:0047 (далее - земельный участок) для размещения культурно-развлекательного центра в районе гостиницы «Приморская» в Центральном районе г. Сочи, обязании администрации устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении земельного участка обществу в аренду.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что осуществление администрацией предварительного согласования места размещения объекта в период, когда земельный участок являлся федеральной собственностью, не имеет правового значения, однако, принимая решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта, орган местного самоуправления считал спорный земельный участок муниципальной собственностью и выразил свою волю на предоставление этого земельного участка обществу под строительство. Суд, указав на то, что срок действия постановления уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным, признал незаконным отказ комитета в предоставлении спорного земельного участка обществу в аренду на новый срок со ссылкой на истечение срока действия постановления главы города Сочи от 19.10.2005 № 3127 об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка.

В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 24.06.2010 как принятое с нарушением норм материального права. По мнению администрации, с учетом положений пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации постановление главы города Сочи от 19.10.2005 № 3127, которым обществу было предварительно согласовано место размещения объекта, утратило силу с истечением срока действия. С заявлением о продлении срока общество не обращалось. Заинтересованное лицо может обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство только после получения решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение от 24.06.2010 без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представители администрации и общества повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 9 декабря 2010 года.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей администрации и общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 10 октября 2005 года администрация и общество (инвестор) заключили договор инвестирования, по которому общество обязалось в рамках реализации инвестиционного проекта осуществить строительство культурно-развлекательного комплекса в районе гостиницы «Приморская» в Центральном районе г. Сочи (объект) на спорном земельном участке.

Постановлением главы города Сочи от 19.10.2005 № 3127 обществу утвержден акт выбора и проект границ земельного участка общей площадью 5650 кв. м для строительства культурно-развлекательного комплекса в районе гостиницы «Приморская» в Центральном районе г. Сочи, согласовано место размещения культурно-развлекательного комплекса, а также предписано выполнить работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет (далее - постановление от 19.10.2005 № 3127).

Во исполнение постановления от 19.10.2005 № 3127 спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый план от 16.01.2006, кадастровый номер 23:49:0204029:0047).

На основании постановления главы города Сочи от 20.12.2005 № 3518 по договору от 23.12.2005 № 4900003735 администрация передала спорный земельный участок обществу в аренду до 01.01.2009.

В связи с истечением срока аренды общество обратилось в администрацию с заявлением о продлении срока аренды земельного участка. Бездействие администрации в виде непринятия решения о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок общество оспорило в суде. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2009 по делу № А32-395/2009 требования общества удовлетворены. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2009 решение от 25.02.2009 отменено, в удовлетворении заявления общества отказано. Суд кассационной инстанции указал, что спорный земельный участок на дату совершения бездействия относился к уровню федеральной собственности и администрация не обладала полномочиями на принятие решения по вопросу передачи обществу в аренду этого участка.

В силу Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"» спорный земельный участок отнесен к муниципальной собственности.

16 июля 2009 года право собственности на земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи (свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2009).

23 ноября 2009 года общество вновь обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок.

В письме от 16.12.2009 департамент имущественных отношений администрации сообщил обществу о невозможности предоставления земельного участка в аренду по причине истечения срока действия постановления от 19.10.2005 № 3127 о предварительном согласовании места размещения объекта.

Считая отказ от 16.12.2009 в предоставлении участка незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 5 статьи 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).

В пункте 3 статьи 31 Кодекса указано, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 названной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

На основании пункта 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Кодекса).

В силу пункта 8 статьи 31 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта также является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из приведенных норм права следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из первоначальных этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица последует принятие решения о выделении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении участка для строительства является несоблюдение данного порядка.

Суд сделал правильный вывод о том, что решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, изложенное в постановлении от 19.10.2005 № 3127, не имеет юридической силы, поскольку администрация на 19 октября 2005 года не обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком. Такой же правовой вывод сделан в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2009 по делу № А32-395/2009.

Признавая незаконным отказа департамента в предоставлении обществу земельного участка в аренду на новый срок, суд указал на неправомерность ссылки департамента на истечение срока действия постановления от 19.10.2005 № 3127, который, по мнению суда, не является пресекательным. Однако данное обстоятельство не имеет значения, поскольку решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта (постановление от 19.10.2005 № 3127) не имеет юридической силы.

Между тем, как видно из материалов дела, постановлением главы города Сочи от 12.11.2009 № 373 «О внесении изменений и дополнений в некоторые муниципальные правовые акты главы города Сочи» постановление главы города Сочи от 27.05.2009 № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» дополнено пунктом 9, в котором указано, что администрация осуществляет завершение процедуры предоставления земельных участков в порядке части 5 статьи 30 и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных до 1 июня 2009 года материалов предварительного согласования места размещения объекта.

Из этого постановления усматривается, что администрация сочла возможным использовать утвержденные до 1 июня 2009 года материалы предварительного согласования места размещения объекта.

В деле отсутствуют доказательства наличия таких материалов в отношении спорного земельного участка (утвержденных до 1 июня 2009 года материалов предварительного согласования места размещения объекта). Данное обстоятельство имеет существенное значение для выяснения соблюдения установленного порядка предоставления земельного участка под строительство и правомерности оспариваемого обществом отказа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 24.06.2010 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду надлежит выяснить указанные в данном постановлении обстоятельства.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2010 по делу № А32-9102/2010 отменить.

Дело направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-9102/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 13 декабря 2010

Поиск в тексте