ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2010 г. Дело № А53-5739/2010

[Стороны в договоре установили среднесуточное количество поданных и убранных вагонов применительно к истекшему
2008 году. Определив в договоре условие об оплате работы локомотива по подаче/уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем периоде, стороны согласовали схему оплаты не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Переход И.А. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» - Захаровой Нины Ивановны (доверенность от 01.12.2010), от ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» - Каргальцева Андрея Викторовича (доверенность от 27.11.2009), Гавриловой Галины Владимировны (доверенность от 27.11.2009), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2010 (судья Илюшин Р.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 (судьи Ехлакова С.В., Корнева Н.И., Пономарёва И.В.) по делу № А53-5739/2010, установил следующее.

ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании 107 020 рублей 60 копеек излишне удержанной платы за подачу и уборку вагонов.

Решением суда от 01.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2010, исковые требования удовлетворены. Судебные инстанции исходили из того, что в пункте 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2009 сбор за подачу и уборку вагонов подлежит оплате в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.

В кассационной жалобе железная дорога просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя жалобы, сбор за подачу и уборку вагонов, исчисляемый по таблицам № 8 Тарифного руководства № 3, установлен в рублях за сутки и подлежит взиманию ежесуточно, независимо от того, производилась ли подача и уборка вагонов.

В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, повторили свои доводы и возражения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.12.2010. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно, что истец и ответчик 07.07.2000 заключили договор № 24/7 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, по условиям которого подача (уборка) груженных (порожних) вагонов на выставочные пути осуществляется локомотивом дороги, дальнейшая расстановка по фронтам выгрузки (погрузки) вагонов осуществляется локомотивом истца.

В соответствии с пунктом 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 11.01.2009 стороны определили, что владелец (истец) уплачивает сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам Тарифного руководства № 3 за среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, определенное за 2008 год по V группе железнодорожных путей необщего пользования таблицы № 8 тарифного руководства № 3, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуг. Группу железнодорожного пути необщего пользования и ставку сбора каждый календарный год пересчитывает станция примыкания, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.

Из материалов дела следует, что в период с октября по декабрь 2009 года услуги по подаче и уборке вагонов контрагенту истца ОАО «МЖК “Краснодарский”» не производились, так как он был исключен из списка клиентов на основании дополнительного соглашения от 10.09.2009 № 286/НОДЮ-2. В то же время ответчиком за подачу и уборку вагонов для указанного контрагента с истца удержано 107 020 рублей 60 копеек сбора.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что независимо от выбранного варианта расчета за подачу и уборку вагонов необходимо доказать факт оказания услуг.

Вместе с тем указанный вывод судебных инстанций нельзя признать правомерным по следующим основаниям.

В силу статьи 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику. Согласно части 3 статьи 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пункт 2.7.1 постановления Федеральной Энергетической Комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 (далее - постановление ФЭК № 35/15) предусматривает, что сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащих организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь    не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей).

В соответствии с пунктом 2.7.2 постановления ФЭК № 35/15 выбор варианта оплаты для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.

В пункте 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 11.01.2009 стороны предусмотрели следующее: сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам Тарифного руководства № 3 за среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, определенное за 2008 год по V группе железнодорожных путей необщего пользования таблицы № 8 тарифного руководства № 3, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуг. Группу железнодорожного пути необщего пользования и ставку сбора каждый календарный год пересчитывает станция примыкания, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика. При увеличении либо уменьшении количества поданных и убранных вагонов за предыдущий календарный год, перевозчик письменно извещает владельца о новой ставке сбора, а владелец уплачивает перевозчику сбор за предоставляемые услуги по подаче и уборке вагонов по новой ставке с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуг.

Определяющим фактором для исчисления сбора является расчетный период, который устанавливается в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки         (пункт 2.7.5 Тарифного руководства № 3).

В случае если стороны установили расчетный период применительно к истекшему периоду отношений (например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем году.

По смыслу пункта 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 11.01.2009 сбор, рассчитанный по ставке таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, определен за среднесуточное количество поданных и убранных вагонов по итогам 2008 года и взыскивается на протяжении всего 2009 года за каждые сутки, независимо от факта подачи/уборки вагонов.

Таким образом, стороны в договоре установили среднесуточное количество поданных и убранных вагонов применительно к истекшему 2008 году. Определив в договоре условие об оплате работы локомотива по подаче/уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем периоде, стороны согласовали схему оплаты не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов.

Интересы владельца железнодорожных путей необщего пользования в случае уменьшения количества подаваемых и убираемых вагонов в текущем периоде могут быть учтены при заключении договора на очередной (последующий) период с иными условиями в соответствии с установленным порядком.

Правовая позиция по взиманию сбора за подачу и уборку вагонов изложена в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2010 № 142 «О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования».

При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты следует отменить. В связи с неправильным применением закона и отсутствием необходимости исследовать новые обстоятельства кассационный суд считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований общества. Расходы ответчика по уплате госпошлины по жалобам подлежат взысканию с истца.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу № А53-5739/2010 отменить. В удовлетворении требований ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» - отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:

файл-рассылка