• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2010 г. Дело № А53-7512/2010

[Суды установили, что спорные вагоны не принадлежат железной дороге на праве собственности или ином праве. Соглашением сторон о размере платы за пользование вагонами и контейнерами (договор от 27.10.2008 № 108/9 и соглашение от 27.10.2008) не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования; не определен размер такой платы. При указанных обстоятельствах правовые основания у ответчика для списания спорных сумм отсутствовали, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью «ЮжТранс» - Давыдовой З.Н. (доверенность от 14.10.2010) и Пиленко С.Ф. (доверенность от 11.01.2010), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2010 (судья Илюшин Р.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 (судьи Ехлакова С.В., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу № А53-7512/2010, установил следующее.

ООО «ЮжТранс» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога (далее - железная дорога) об обязании восстановить на лицевом счете общества в ТехПД сумму - 253 113 рублей 26 копеек.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010, требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что из толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) не следует, что норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования; договором сторон также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на указанных путях и не определен размер этой платы. Тарифное руководство № 2 к спорным правоотношениям не применяется.

В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение от 09.06.2010 и постановление от 06.09.2010, в иске отказать. Заявитель указывает, что суды не оценили условия договоров, заключенных обществом с его контрагентами. Соглашением сторон предусмотрено начисление платы за пользование вагонами и контейнерами по ставкам № 9 и 10 Тарифного руководства № 2. Тарифное руководство № 2 регулирует правила платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, а также правила взыскания соответствующей платы за пользование вагонами, за время нахождения данных вагонов, не принадлежащих перевозчику, в ожидании подачи или приема их по вине грузоотправителя и грузополучателя. В актах общей формы представители истца выразили несогласие только по объему поданных собственником вагонов. Нахождение на путях общего пользования вагонов для истца, не принадлежащих перевозчику, является услугой, подлежащей оплате.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В судебном заседании представители общества просили оставить судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в декабре 2009 года в адрес общества прибыли для проведения погрузочно-разгрузочных работ железнодорожные вагоны.

В актах общей формы от 13.12.2009 № 534 (накопительная ведомость от 24.12.2009 № 000248); от 16.12.2009 № 543 (накопительная ведомость от 25.12.2009 № 000249); от 15.12.2009 № 546 и 547 (накопительные ведомости от 25.12.2009 № 000250 и 000252); от 16.12.2009 № 544, № 548 и № 549 (накопительные ведомости от 25.12.2009 № 000251, 000253 и 000254); от 17.12.2009 № 550 и № 551 (накопительные ведомости от 25.12.2009 № 000255 и 000256); от 20.12.2009 № 559 (накопительная ведомость от 25.12.2009 № 000257); от 21.12.2009 № 561 (накопительная ведомость от 25.12.2009 № 000258) и № 571 (накопительная ведомость от 21.12.2009 № 000261); от 23.12.2009 № 570 (накопительная ведомость от 23.12.2009 № 000260); от 25.12.2009 № 566 (накопительная ведомость от 25.12.2009 № 000259); с подписью в ведомостях представителя общества «не согласен», зафиксирован факт простаивания вагонов (в количестве сверх согласованных с дорогой в заявках на оформление плана перевозок грузов), не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования на станции Чапаевка-Ростовская СКЖД.

Железная дорога выставила обществу счет-фактуру от 25.12.2009 и списала со счета общества в ТехПД сумму 253 113 рублей 26 копеек.

Считая, что железная дорога необоснованно списала со счета общества в ТехПД денежную сумму в виде платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге на путях общего пользования в связи с занятостью фронтов разгрузки, поскольку размер данной платы соглашением сторон не установлен, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 « 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «Российские железные дороги» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве № 2.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороги, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Суды установили, что спорные вагоны не принадлежат железной дороге на праве собственности или ином праве. Соглашением сторон о размере платы за пользование вагонами и контейнерами (договор от 27.10.2008 № 108/9 и соглашение от 27.10.2008) не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования; не определен размер такой платы. При указанных обстоятельствах правовые основания у ответчика для списания спорных сумм отсутствовали, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды не оценили условия договоров, заключенных обществом с его контрагентами, не находит своего подтверждения. Доводы о том, что соглашением сторон предусмотрено начисление платы за пользование вагонами и контейнерами по ставкам Тарифного руководства № 2, которое регулирует правила взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, является услугой, подлежащей оплате, противоречат действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров. Позиция о правомерности взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанной в соответствии со статьей 39 Устава, при условии принадлежности железной дороге вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, подтверждена постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 4387/10 и от 10.03.2009 № 14391/08.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу № А53-7512/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А53-7512/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 15 декабря 2010

Поиск в тексте