ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 г. Дело № А53-5648/2010

[Суды пришли к правильному выводу о доказанности безучетного потребления
энергии администрацией и правомерно удовлетворили иск]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества «Межрегиональная сетевая компания Юга» - Воронцовой Ю.Г. (доверенность от 01. 11.2010),  в отсутствие  ответчика - администрации Красноярского сельского поселения,  надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Красноярского сельского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2010 (судья Брагина О.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Еремина О.А.) по делу № А53-5648/2010, установил следующее.

ОАО «Межрегиональная сетевая компания Юга» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Красноярского сельского поселения (далее - администрация) о взыскании 45 317 рублей 66 копеек основной задолженности и 2 448 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением от 24.09.2010, иск удовлетворен в части взыскания с администрации в пользу общества 47 070 рублей 60 копеек, в том числе 45 314 рублей 66 копеек основной задолженности и 1 755 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявленные требования обоснованны по праву и по размеру. Сети электроснабжения являются объектами муниципальной собственности в силу пункта 3 части 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Акт безучетного потребления электроэнергии № 61/03009/01 подписан главой администрации без претензий и возражений. Период бездоговорного потребления электроэнергии учтен в количестве 180 дней в соответствии с Положением о выявлении неучтенного потребления электроэнергии, утвержденным приказом общества. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами уменьшен судами в соответствии с правилами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из учетной ставки банковского процента 7,75%, действовавшей на день предъявления иска.

В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты, в иске отказать. Заявитель указывает, что в нарушение пункта 152 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530), в акте безучетного потребления электроэнергии от 17.02.2009 № 61/0309/01 не указаны способ проверки; место выявленного нарушения; место нахождения ламп, наименование улиц и номеров домов, около которых они  обнаружены; даты предыдущих проверок; в нем отсутствуют объяснения потребителя или запись об отказе в них. Суд не обосновал применение расчетного периода равным 180 дням. Листы осмотра составлены в одностороннем порядке и ими не может быть подтвержден период расчета. Расчетный период составляет с 17.02.2009 по 12.03.2009. Электрические сети являются бесхозяйными, до настоящего времени на баланс администрации не приняты. Применение судами постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» является неправомерным, поскольку сети уличного освещения построены в период с 03.06.2008 по 17.02.009, что подтверждается листами осмотра. Приложение, подписанное главой администрации и начальником Цимлянского РЭС, не является надлежащим доказательством, устанавливающим место и способ осуществления выявленного нарушения, поскольку не имеет отношения к акту проверки.    

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе судебные акты.

В судебном заседании представитель общества обосновала возражения по доводам кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.

Как следует из материалов дела, общество (гарантирующий поставщик) и администрация (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2009 № 201 (т. 1, л. д. 14 - 17). В приложении № 1 к договору стороны согласовали объем потребления электроэнергии на 2009 год, а в приложении № 2 - перечень точек поставки, по которым производится контроль и расчет за отпущенную электроэнергию и мощность (т. 1, л. д.18, 19).

В ходе проверки электроснабжения администрации общество выявило бездоговорное потребление электрической энергии в виде превышения разрешенной мощности на 15/120 кВт, образовавшегося в результате присоединения ламп наружного освещения мощностью 250 Вт каждая в количестве 28 штук.

На основании пунктов 152, 153, 155, 156 Правил № 530 представителями сторон составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 17.02.2009 № 61/0309/01 и расчет бездоговорного пользования электрической энергией, в котором зафиксировано, что бездоговорное потребление электрической энергии по объектам ответчика в период с сентября 2008 года (после 22.04.2008 - даты предыдущей проверки энергопринимающих устройств) по февраль 2009 года составило 15.120 кВт/ч. (т. 1, л. д. 11). Сторонами также подписан расчет количества безучетного потребления электроэнергии по указанному акту без замечаний и возражений (т. 1, л. д. 13).

В связи с неисполнением администрацией обязательств по оплате неучтенного количества электрической энергии общество обратилось в арбитражный суд с иском.

В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергии определяется согласно данным учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).

Согласно пунктам 152 и 153 Правил № 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.

В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия). Расчет объема безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется в течение 3 рабочих дней на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии), а также на основании документов, представленных потребителем или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.

Порядок определения количества электроэнергии, подлежащего оплате при бездоговорном потреблении, установлен пунктом 155 Правил функционирования, согласно которому объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных названными Правилами, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 156 Правил функционирования стоимость выявленного объема в силу бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы, суды пришли к выводу о том, что акт безучетного потребления от 17.02.2009 № 61/0309/2001 является надлежащим доказательством факта бездоговорного потребления администрацией электроэнергии, поскольку он составлен и подписан при участии представителей обеих сторон; со стороны администрации подписан главой Красноярского сельского поселения Кавериной И.Н. без замечаний и возражений и содержит сведения о выявленных нарушениях. Отсутствие в акте сведений о дате предыдущей проверки само по себе не опровергает установленное нарушение.

Данные о способе и месте  выявленния нарушения отражены в «информации о светильниках без учета с фотореле в ст. Красноярская, принадлежащих администрации», подписанной главой администрации и начальником Цимлянского РЭС (структурное подразделение ОАО «МРСК Юга»), содержащей сведения об улицах, на которых располагались 28 ламп, номеров опор, КТП и фидеров, мощности, кол-ве и названиях ВЛ-10 кВ (т. 1, л. д. 113).  С учетом выявленного бездоговорного потребления электроэнергии администрация  24.03.2009 обратилась с письмом к обществу  об изменении условий договора поставки  электроэнергии от 01.01.2009.

Доводу администрации о том, что электрические сети являются бесхозными, дана надлежащая оценка апелляционным судом со ссылкой на  абзац 3 пункта 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности. При определении принадлежности сетей энергоснабжения  к муниципальной собственности  судом правомерно принято во внимание письмо администрации от 24.03.2009 № 106, направленное в адрес общества, о внесении изменений в договор от 01.01.2009 № 201 в связи с увеличением количества объектов потребления электроэнергии (т. 1, л. д. 112 - 113).

В соответствии с абзацем вторым пункта 158 Правил № 530 сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное. В договоре от 01.01.2009 № 201 сторонами иной срок не установлен. Согласно представленным в материалы дела листкам осмотра 22.04.2008, 24.04.2008, 29.04.2008, 14.05.2008, 15.05.2008, 22.05.2008, 27.05.2008, 28.05.2008, 03.06.2008 обществом в разное время проводились плановые проверки объектов электросетевого хозяйства. С учетом этих актов проверок период бездоговорного потребления составляет от 259 дней до 301 дня. Вместе с тем на основании Положения о выявлении неучтенного потребления электрической энергии, утвержденного обществом, в расчете период бездоговорного потребления ограничен и  определен истцом равным 180 дням.

Согласно расчету количества безучетного потребления электроэнергии по акту от 17.02.2009 № 61/0309/01 фактическая мощность, потребленная администрацией за период времени 180 дней, составила 15120 кВт/ч., что составляет 45 317 рублей 66 копеек. Расчет подписан главой администрации также без претензий и возражений. Порядок расчета количества и стоимости электроэнергии проверен судом и признан соответствующим нормам права, регулирующим взаимоотношения сторон, и имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о доказанности безучетного потребления энергии администрацией и правомерно удовлетворили иск.

Обстоятельства спора, связанные с наличием или отсутствием оснований для взыскания с администрации в пользу общества стоимости безучетного количества потребленной электроэнергии, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Основания для изменения или отмены решения и постановления  по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по делу № А53-5648/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка