ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 г. Дело № А53-7093/2010

[То обстоятельство, что ливневый коллектор, который осуществляет прием сточных вод общества, является бесхозным, балансодержатель коллектора не определен, не освобождает общество от обязанности соблюдать требования в области охраны окружающей среды, установленные и допустимые нормативы сброса загрязняющих веществ в сточные воды, которые попадают в водный объект]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества «Комбинат крупнопанельного домостроения» - Еремеевой Д.В. (доверенность от 05.05.2010) и Кулыгиной Т.П. (доверенность от 01.12.2010), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Комбинат крупнопанельного домостроения» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2010 (судья Сурмалян Г.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 (судьи Смотрова Н.Н., Захарова Л.А., Иванова Н.Н.) по делу № А53-7093/2010, установил следующее.

ЗАО «Комбинат крупнопанельного домостроения»  (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 08.04.2010 № 01-05-670/10 об обязании организовать порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2009 № 205.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание соответствует природоохранному законодательству и не нарушает права общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в котором предписание управления от 08.04.2010 № 01-05-670/10 признать недействительным. По мнению  подателя жалобы, он не является водопользователем, так как сбрасывает сточные воды в ливневый коллектор Северо-Западной промзоны (бесхозный) и в канализационную сеть ОАО «Комат». Поэтому обязанность по организации учета объема сброса сточных вод и их качества должна быть возложена на собственников указанных водных объектов, а не на общество. Управление возлагает на общество обязанность выполнить ряд действий, которые по закону общество не должно выполнять. Тем самым предписание управления не соответствует номам природоохранного законодательства и нарушает права и законные интересы общества.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на правильное применение судами норм права к установленным по делу обстоятельствам.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с в период с 04.05.2009 по 25.05.2009 управлением проведена проверка соблюдения обществом требования природоохранного и природоресурсного законодательства, в ходе которой выявлено, что общество осуществляет пользование водным объектом  - балка Чалтырьская, бассейн реки Мертвый Донец, без изъятия (осуществляется сброс сточных (поверхностных) вод с территории общества). Пользование водным объектом осуществлялось на основании лицензии на водопользование от 22.01.2004 №00318 ТРВВХ. Срок действия лицензии истек 22.01.2009. Поверхностные воды (атмосферные осадки) с территории общества поступают во внутриплощадочную систему ливневой канализации, состоящую из дождеприемников и труб. Общество имеет разработанные и утвержденные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны и далее в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец). Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод до 31.03.2009 года осуществлялся на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты № 32. Дождевые и талые сточные воды предприятия поступают в систему ливневой канализации и отводятся двумя выпусками. По одному выпуску с большей части территории (60 % от общего объема) сточные воды отводятся в сети ливневой канализации, а далее на очистные сооружения открытого акционерного общества «Комат». По второму выпуску отвод 40 % ливневых сточных вод с территории предприятия производится в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) через ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны. Выпуск ливневой канализации предприятия в ливневый коллектор (сброс сточных вод в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) не оснащен очистными сооружениями ливневой канализации, что является нарушением пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34 Федерального закона от  10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», пунктов 4.1.2, 4.2 СанПиН 2.1.5.980-00, Временной инструкции по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод  СН 496-77.

Контрольный колодец ливневой канализации расположен на территории общества. Договора на передачу сточных вод в ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны не имеется. Обществом не соблюдается порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2007 № 311 «Об утверждении порядка учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями» (действовавшем в период проведения проверки), что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.

В результате проведенной проверки управлением составлен акт от 21.05.2009 № 45/05-014-08-670/09 и выдано предписание от 25.05.2009 № 45/05-14-08-670/09 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым было установлено в срок до 01.09.2009 организовать обществу порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества, а в срок до 01.11.2009 организовать очистку поверхностно-ливневых сточных вод, сбрасываемых в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) через ливневый коллектор.

В период с 11.11.2009 по 03.12.2009 управлением проведена выездная внеплановая проверка общества по контролю за выполнением обществом ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что требования предписания от 25.05.2009 № 45/05-14-08-670/09 не выполнены. Управлением повторно выданы обществу предписание от 03.12.2009 № 02-15-670/09 со сроком исполнения до 01.03.2010 и предписание от 03.12.2009 № 98/014 со сроком исполнения до 01.05.2010.

08 апреля 2010 года управлением в очередной раз проведена выездная внеплановая проверка общества по вопросу выполнения указанных выше предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В результате проведения проверки выявлено невыполнение предписания от 03.12.2009 № 02-15-670/09. В связи с этим, обществу выдано повторное предписание об устранении нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 08.04.2010 № 01-05-670/10, которым обществу предписывалось в срок до 01.09.2010 организовать порядок ведения учета сброса сточных вод и их качества в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

Не согласившись с вышеуказанным предписанием от 08.04.2010 № 01-05-670/10 управления, общество обратилось в арбитражный суд.

В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Водные объекты  предоставляются в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, порядок подготовки и принятие которого установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844.

Пунктом 8 вышеуказанных Правил предусмотрено, что на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее  - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 -  6 Правил по месту расположения водного объекта. В целях предоставления водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту расположения водного объекта.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Как установили судебные инстанции, общество является водопользователем, так как сброшенные в ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны  сточные воды попадают из этого коллектора в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) а затем - в  реку Мертвый Донец. При этом суды учли тот факт, что обществу ранее выдавалась лицензия на водопользование РСТ № 00318 ТРВВХ.

На момент проверки общество фактически осуществляло сброс сточных вод с территории промышленной площадки общества в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) через ливневый  коллектор Северо-Западной промышленной зоны, что подтверждено  протоколом КХА сточный природных вод № 103 от 27.03.2010, письмом Нижне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.03.2010 и не оспаривается обществом.

То обстоятельство, что ливневый коллектор, который осуществляет прием сточных вод общества, является бесхозным, балансодержатель коллектора не определен, не освобождает общество от обязанности соблюдать требования в области охраны  окружающей среды, установленные и допустимые нормативы сброса загрязняющих  веществ в сточные воды, которые попадают в водный объект.

Доводу общества об отсутствии собственника коллектора и невозможности в  связи с этим заключить договор на сброс в коллектор ливневых вод, обоснованно не принят судами, ему дана надлежащая правовая оценка.

Судами установлено, что общество имеет возможность исполнить оспариваемое предписание путем самостоятельного строительства очистных сооружений ливневой канализации.   

Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, фактически, заявленное обществом требование направлено на то, чтобы общество продолжало бесконтрольно осуществлять сброс сточных вод в неограниченном количестве, минуя очистные сооружения и не неся никаких расходов по очистке этих стоков.

Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь  статьями 274,  286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:  


решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу № А53-7093/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка