• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2011 г. Дело № А15-2594/2010

[Суды обоснованно удовлетворили требования об обязании ответчика к ликвидации
примыкания к федеральной автомобильной дороге]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании ответчика - индивидуального предпринимателя Мусаева Шахбана Абдулмуталибовича (ИНН 056100537715, ОГРН 304056132200027), в отсутствие представителя истца - федерального государственного учреждения «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» в Республике Дагестан (ИНН 2632041647, ОГРН 1022601610680), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мусаева Шахбана Абдулмуталибовича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.04.2011 (судья Гаджимагомедов И.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 (судьи Фриев А.Л., Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу № А15-2594/2010, установил следующее.

ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» в Республике Дагестан (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к индивидуальному предпринимателю Мусаеву Ш.А. (далее - ответчик, предприниматель) об обязании к устранению препятствий в использовании федеральной собственности, чинимых титульному владельцу в связи с незаконным возведением ответчиком объекта дорожного сервиса в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» на 472 км + 800 м (справа) путем демонтажа (ликвидации) примыкания к указанной дороге, а также о приостановлении эксплуатации кафе-закусочной общей площадью 58 кв. м и зданий торгово-производственной базы (боксы и мастерские) общей площадью 247,6 кв. м, принадлежащих предпринимателю на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 05.02.2010 серии 05-РД № 270149 и от 05.02.2010 серии 05-РД № 270149), возведенных на земельном участке площадью 4357,75 кв. м с кадастровым номером 05:40:000016:322 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 02.02.2010), расположенных по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, 472 км + 800 м (справа) федеральной автомобильной дороги «Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала», до приведения в соответствие с федеральным законодательством, нормами проектирования, строительства и эксплуатации названных объектов (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011, требования учреждения удовлетворены в части обязания ответчика к ликвидации примыкания принадлежащего ему объекта дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что эксплуатация примыкания, обустроенного без соблюдения технических и строительных норм, угрожает безопасности дорожного движения, а также препятствует учреждению в надлежащем исполнении возложенных на него функций. Оставление без удовлетворения требования о приостановлении эксплуатации объектов дорожного сервиса обусловлено недоказанностью причинения ими вреда или создания угрозы причинения вреда в будущем.

В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе указано, что обустройство примыкания к федеральной автодороге согласовано предпринимателем в 2002 году с государственным учреждением «Дагестанавтодор» и с государственной инспекцией безопасности дорожного движения по Республике Дагестан, действие установленного пунктом 9 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 № 1420 (далее - правила), запрета на строительство капитальных строений и сооружений со сроком службы 10 и более лет в пределах придорожной полосы, не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также строительство которых начато до 01.07.1998.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, на земельном участке площадью 4357,75 кв. м, примыкающем непосредственно к федеральной автомобильной дороге «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» на 472 км +800 м (справа), расположены объекты дорожного сервиса - кафе, здания торгово-производственной базы, боксы, мастерские, принадлежащие предпринимателю на праве собственности (свидетельства серии 05-АА № 269771 от 02.02.2010, № 270151, 270149 от 05.02.2010, выданные на основании постановления главы администрации города Махачкалы от 10.12.2009 № 4520 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.01.2010 № 01).

В актах обследования названных объектов от 08.11.2010 и 01.04.2011, составленных представителями учреждения, ГИБДД и самим предпринимателем, отражено, что с территории объектов обустроено примыкание к федеральной автомобильной дороге. Примыкание не оборудовано полосами торможения, освещением въезда (выезда) на объект, переходно-скоростными полосами, отсутствует схема установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и барьерного ограждения, отсутствует рабочий проект на строительство примыкания, согласованный с владельцем федеральной автомобильной дороги. Кроме того, непосредственно в полосе отвода федеральной автомобильной дороги возведено деревянное ограждение.

В связи с выявленными нарушениями 08.11.2010 и 17.11.2010 предпринимателю направлены предписания о ликвидации примыкания к автомобильной дороге и приостановления деятельности объекта.

Ввиду невыполнения предпринимателем предписаний учреждение обратилось в арбитражный суд.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. Названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 45 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Таким образом, лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (ином вещном праве) и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.

В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов автомобильного хозяйства могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода автомобильных дорог. При этом на полосах отвода автомобильных дорог за исключением случаев, предусмотренных законодательством, запрещается строительство жилых и общественных зданий, складов, а также устройство наземных сооружений.

Особенность правового режима земель транспорта заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но и на соседние, смежные участки. В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в придорожных полосах ограничиваются. Возведение построек в пределах полосы отвода допускается при наличии согласия владельца дороги.

Как установлено судами постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 642) в перечень федеральных магистральных дорог включена автомобильная дорога «Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала», закрепленная за учреждением на праве оперативного управления распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 № 3161-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» (т. 1, л. д. 24 - 27).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2005 № 406 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62, закреплены на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 28.03.2006 № 150Н-02 автомобильная дорога «Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала» находится на балансе учреждения (т. 1, л. д. 28 - 30). Уставом учреждения, утвержденным Федеральным дорожным агентством, к компетенции учреждения отнесены выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог (пункт 3.2.1); обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пункт 3.3.7); организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий, согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещения, а также осуществление контроля за выполнением этих технических условий (пункт 3.3.8); организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (пункт 3.2.2; т. 1, л. д. 39 - 56).

В силу положений пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно пункту 6 статьи 22 указанного закона объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Порядок и нормативы обустройства каждого из элементов примыкания регламентированы в различных ГОСТах и СНиПах, в частности, согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (пункт 5.5.8), на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток, должно предусматриваться стационарное электрическое освещение (п. 4.6.1.1). ГОСТом 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения» предусмотрена необходимость разработки схемы установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и барьерного ограждения и другие.

В целях соблюдения названных норм при организации и эксплуатации объектов дорожного сервиса действующими нормативными актами предусмотрена обязанность лиц, эксплуатирующих объекты дорожного сервиса, согласовывать все работы, производимые на дороге и в непосредственной близости от нее (в полосе отвода и придорожной полосе), с владельцем дороги.

В соответствии с Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 22.04.2010 г. № 16968) строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия (пункт 8).

При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения (пункт 12).

В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом № 257-ФЗ. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12.11. 2007 № 160 (пункты 13, 15).

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам федерального значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия, а также согласование порядка осуществления работ по капитальному ремонту и ремонту указанных примыканий и объем таких работ (пункт 14).

В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона № 257-ФЗ за оказание услуг присоединения к автомобильной дороге федерального значения объектов дорожного сервиса, размещаемых в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения либо за их пределами, но требующих такого присоединения, взимается плата на основании заключаемого с владельцем автомобильной дороги договора о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автомобильной дороге (пункт 16).

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком (пункт 21).

Согласно пункту 12 статьи 22 Закона № 257-ФЗ лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.

В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного суды правомерно указали на незаконность обустройства примыкания объектов дорожного сервиса к федеральной автодороге, не соответствующего техническим нормам и правилам.

Поскольку эксплуатация примыкания без соблюдения технических и строительных условий влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, а также препятствует учреждению в надлежащем выполнении им возложенных на него функций по управлению дорогой, в том числе по созданию и поддержанию условий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о правомерности заявленного требования учреждения в части обязания к ликвидации примыкания.

Довод предпринимателя о наличии у него согласований с государственным учреждением «Дагестанавтодор» полученным в 2002 году правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку схема организации движения свидетельствует лишь о согласовании размещения объекта дорожного сервиса, но не примыкания.

При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования об обязании ответчика к ликвидации примыкания к федеральной автомобильной дороге.

В остальной части судебные акты предпринимателем не обжалуются.

Устанавливая обстоятельства спора, суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали представленные доказательства, дали им надлежащую оценку.

Доводы, приведенные предпринимателем в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора и доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.04.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу № А15-2594/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А15-2594/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 28 октября 2011

Поиск в тексте