ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2012 г. Дело № А01-214/2011

[Поскольку пропуск срока на обжалование ненормативных правовых актов, решений (действий) государственных органов и органов местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны незаконными и необоснованными]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Андреевой Е.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - Кабинета Министров Республики Адыгея (ИНН 0105014064, ОГРН 10201000703523) - Михненко Л.В. (доверенность от 20.01.2012), Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (ИНН 0105043139, ОГРН 1040100541381) - Хиштова А.А. (доверенность от 11.01.2012),  общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (ИНН 0101007595, ОГРН 1080101000033)  -  Бгуашевой Б.Р.    (доверенность от 08.06.2011), в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества «Кошехабльский комбинат нерудных материалов» (ИНН 0103001454,  ОГРН 1020100510946) и Управления лесами Республики Адыгея (ИНН 0105050802,  ОГРН 1070105000536), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших  о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Кошехабльский комбинат нерудных материалов» на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.08.2011 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011  (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу № А01-214/2011, установил следующее.

ЗАО «Кошехабльский комбинат нерудных материалов» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея и Управления лесами Республики Адыгея в отношении поданных обществом заявок; незаконным распоряжения Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008  № 257-р; незаконными действий по выдаче ООО «Стройресурс» лицензии на право пользования недрами на участках лесного фонда в кварталах № 34, 36, 37; недействительной лицензии на право пользования недрами на участках лесного фонда в кварталах № 34, 36, 37, выданной на основании распоряжения Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 257-р; недействительным договора аренды лесных участков  от  04.12.2009.

Решением суда от 10.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2011, в удовлетворении требований отказано на том основании, что общество не обращалось в уполномоченный орган с заявлением и необходимыми документами на получение лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке. Законодательство, действующее в спорный период, не предусматривало выдачу лицензии по итогам проведения аукциона. Общество пропустило установленный законом трехмесячный срок на обжалование распоряжения Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 257-р и бездействия государственных органов. Общество не указало, какими нормативными актами предусмотрено приостановление рассмотрения заявок. Наличие ранее поданных обществом заявок, в удовлетворении которых отказано, не является основанием для отказа в предоставлении лесных участков в аренду иным лицам, подавшим заявку в соответствии с требованиями законодательства.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Податель жалобы указывает, что распоряжение Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 257-р не соответствует действовавшему в период его принятия законодательству, согласно которому предоставление лицензий на право пользования участками недр предоставляется на основании решения конкурсной или аукционной комиссии. В материалах дела отсутствуют доказательства соответствия требованиям законодательства заявки ООО «Стройресурс». Письмо Управления лесами Республики Адыгея от 16.05.2007 № 255 не является отказом в выделении участка лесного фонда. Факт обращения общества с заявлением от 25.08.2008 в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея подтверждается письмом от 27.08.2008 № 819. Суды не дали оценку решению Управления антимонопольной службы по Республике Адыгея от 21.06.2011. В соответствии с Законом Республики Адыгея от 09.10.1998 № 92 «О нормативных и иных правовых актах» «Собрание Законодательства Республики Адыгея» не является официальным источником опубликования, поэтому вывод судов о пропуске обществом установленного трехмесячного срока для обращения в суд необоснован.

В отзывах на кассационную жалобу заинтересованные лица и ООО «Стройресурс» просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как установили суды и следует из материалов дела, общество обращалось в Управление лесами Республики Адыгея с заявкой от 26.04.2007 № 235 о выделении участков лесного фонда на землях Красногвардейского лесхоза под разработку карьера гравийно-песчаной смеси в квартале № 34, выдел 6, 7, 8, 9, и в квартале № 37, выдел 1, 2, 3, общей площадью 35 га. Письмом от 16.05.2007 № 255 Управление лесами Республики Адыгея отказало обществу в выделении участков лесного фонда со ссылкой на отсутствие утвержденного на федеральном уровне Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых, который должен был быть установлен в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации.

8 октября 2007 года общество обратилось в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея с заявкой № 603 о выделении участков лесного фонда на землях Красногвардейского лесхоза под разработку карьера гравийно-песчаной смеси в квартале № 34, выдел 6, 7, 8, 9 и в квартале № 37, выдел 1, 2, 3, общей площадью 35 га. В целях рассмотрения заявки общества от 08.10.2007 № 603 Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея обратилось в Управление лесами Республики Адыгея с письмом от 09.10.2007 № 782, в котором просило дать согласие на предоставление земель лесного фонда Красногвардейского лесхоза в квартале № 34, выдел 6, 7, 8, 9 и в квартале № 37, выдел 1, 2, 3 общей площадью 35 га, для проведения работ связанных с использованием недр. Исходя из письма от 17.12.2007 № 775 Управление лесами Республики Адыгея не возражало предоставить в аренду обществу земельные участки за исключением участков, расположенных в квартале № 37 выдел 1 и 3. Однако договор аренды земельных участков лесного фонда не был заключен. С требованиями о понуждении к заключению указанного договора общество не обращалось.

Как установили суды, общество не представило доказательства обращения в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея с заявлением от 25.08.2008 о выдаче лицензии на разработку полезных ископаемых на участке лесного фонда в кварталах № 34 и 36 Кошехабльского участкового лесничества Красногвардейского лесничества.

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея 24.12.2008 на основании распоряжения Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 257-р выдало ООО «Стройресурс» лицензию МАЙ 80034 ТЭ на право пользования недрами на участках лесного фонда в кварталах № 34, 36, 37. Управление лесами на основании распоряжения от 04.12.2009 предоставило в аренду спорные участки на срок действия лицензии.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием возникновения права пользования участками недр являлось принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения (в том числе участком недр местного значения, используемым для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).

Согласно статьям 4 и 18 Закона о недрах порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Положения о порядке оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с  добычей полезных ископаемых, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2005 № 133 «О порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых»  (далее - Положение), основанием возникновения права пользования участками недр является решение Кабинета Министров Республики Адыгея  о предоставлении права пользования участками недр на бесконкурсной основе.

На основании пункта 22  Положения заявление на получение лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых вместе с пакетом документов согласно приложению № 2 к Положению направляется заявителем в лицензирующий орган (Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея) для определения основания предоставления права пользования участками недр.

Учитывая изложенное суды обоснованно отклонили доводы  общества  об отсутствии оснований, позволяющих предоставить право пользования участками недр без проведения состязательных процедур и сделали правильные выводы  о соответствии распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея действовавшему в исследуемый период законодательству и принятии им распоряжения в переделах предоставленных законодательством полномочий.

Суды правильно указали, что требование о проведении аукциона в целях выдачи лицензии  субъектом Российской Федерации включено в пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ, т. е. после принятия  решения о предоставлении ООО «Стройресурс» лицензии, зарегистрированной Управлением природных ресурсов  и охраны окружающей среды Республики Адыгея 24.12.2008.

В пункте 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пункте 4 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 (далее - Правила), предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 43,  пунктом 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации  в редакции, действовавшей в на момент заключения спорного договора аренды, заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона  предусматривалось, в том числе,  в случае использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно пункту 12 Правил в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 данных Правил. В пунктах 13 - 15 Правил определены требования, предъявляемые к заявлению и прилагаемым к нему документам.

Суды установили, что общество неоднократно обращалось с заявлениями о предоставлении участков лесного фонда, однако в нарушение пунктов 13 и 14 Правил не прилагало к заявлению необходимые  документы. Обоснованно судами отклонены доводы общества относительно временного приостановления рассмотрения заявок.

Обоснованным является  отклонение судами доводов общества  относительно нарушения норм законодательства при заключении договора аренды  спорного участка с ООО «Стройресурс». Суды правомерно признали  несостоятельными  доводы общества о нарушении порядка и оснований выдачи ООО «Стройресурс» лицензии на  право пользования недрами, о нарушении  норм антимонопольного законодательства.

В силу пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Доводы общества относительно пропуска срока давности обращения в суд за защитой нарушенного права  полно и всесторонне исследовалось судебными инстанциями, им дана надлежащая правовая оценка.

Общество  оспаривает бездействия Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея и Управления лесами Республики Адыгея в отношении заявок, поданных в 2007 - 2008 годах. Как правильно указали суды, с заявлением о признании незаконными бездействий государственных органов общество обратилось только  04.03.2011, т. е. с пропуском установленного законом срока на обжалование действий (бездействия) государственных органов. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока  общество не заявило.

Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея  от 02.07.2008 № 257-р является ненормативными актом и опубликовано в официальном издании «Собрание законодательства Республики Адыгея» (2008, № 7), которое согласно статье 52 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998 № 92 является официальным изданием, публикующим акты Кабинета Министров Республики Адыгея. В связи с изложенным правильным является вывод судов о пропуске обществом установленного законом срока на обжалование указанного ненормативного акта.

Поскольку пропуск срока на обжалование ненормативных правовых актов, решений (действий) государственных органов и органов местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны незаконными и необоснованными.

Обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судебными инстанциями. Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств  и в силу статей 286 и  287 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  подлежат  отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения  процессуальных  норм,  влекущие  отмену  судебных  актов  (статья 288 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации),  не  установлены.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы  общества отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 по делу  № А01-214/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка