ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 г. Дело № А25-1678/2009

[Постановление административной комиссии от 19.10.2009 № 004391 правомерно признано судами незаконным и отменено]
(Извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Зорина Л.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - ООО «Жилищно-эксплуатационное управление», заинтересованного лица - Административной комиссии при Мэрии муниципального образования города Черкесска и третьего лица - Мэрии муниципального образования г. Черкесска, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Административной комиссии при Мэрии муниципального образования г. Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2009 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 (судьи Белов Д.А., Мельников И.М., Сулейманов З.М.) по делу № А25-1678/2009 установил следующее.

ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при Мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - административная комиссия) от 19.10.2009 № 004391 о привлечении к административной ответственности по статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее - Мэрия).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях».

В кассационной жалобе административная комиссия просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют материалам дела. Факт нарушения обществом статьи 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» заключается в том, что обществом не оборудована контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов. По мнению административной комиссии, судами не учтено, что правонарушение совершено обществом умышленно. Кроме того, судами не дана оценка факту отсутствия контейнера.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании заявления общества коммунальным отделом Мэрии на основании акта № 45 от 03.08.2009 выбрано место для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО) по адресу г. Черкесск, ул. Магазинная, 32.

Распоряжением от 06.08.2009 № 475-р Мэрия с целью проведения проверки санитарного содержания дворовых территорий многоэтажного жилого фонда, обслуживаемого обществом, создала комиссию.

В результате проверки выявлено, что общество не оборудовало площадку для сбора ТБО с бетонным покрытием и сетчатым ограждением с установкой расчетно-необходимого количества контейнеров для сбора ТБО по указанному выше адресу.

Обществу выдано предписание от 07.09.2009, которым в срок до 11.09.2009 предписано оборудовать площадку для сбора ТБО, установить расчетно-необходимое количество контейнеров для ТБО. Площадку оборудовать согласно акту от 03.08.2009 № 45.

11 сентября 2009 года комиссией составлен акт проверки выполнения предписания Мэрии г. Черкесска и протокол об административном правонарушении от 11.09.2009 № 005110, которым зафиксировано, что общество не оборудовало площадку сбора ТБО.

19 октября 2009 года административной комиссией вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 004391, которым общество привлечено в административной ответственности по статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» в виде наложения штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Указанное постановление общество оспорило в арбитражный суд.

Пунктами 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3., 3.7.4 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 человек и более. В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.

Общие требования по сбору твердых, жидких бытовых и пищевых отходов регулируются положениями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В соответствии с абзацем 4 пункта 2.10 «Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 07.07.2006 № 79, руководители организаций, обслуживающих многоэтажные жилые дома, председатели ЖСК, ТСЖ, кооперативных домов и представители домов, избравших непосредственный способ управления, обязаны на территориях своих домов оборудовать площадки для сбора ТБО с бетонным покрытием и сетчатым ограждением с установкой расчетно-необходимым количеством контейнеров для сбора ТБО, осуществлять их санитарную обработку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Как следует из материалов дела, причиной неисполнения обществом предписания от 07.09.2009 явились разногласия с комиссией и коммунальным отделом Мэрии по вопросу уборки стихийной свалки на месте, определенном для размещения площадки для сбора ТБО.

Общество не могло оборудовать выделенную площадку контейнерами, так как на данном месте находилась стихийная свалка. Ответственным за уборку и вывоз твердых бытовых отходов в городе Черкесске является специализированная организация - МУП «Спецавтохозяйство», что определено в пункте 2.10 и 2.11 «Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 07.07.2006 № 79.

Из Устава общества следует, что оно оказывает услуги по эксплуатации, обслуживанию зданий и помещений, в том числе жилых, осуществляет управление многоквартирными домами в качестве управляющей организации. Однако, уборкой и вывозом ТБО общество не занимается.

Таким образом, суды пришли к вводу о том, что расчистка площадки от ТБО должна была быть произведена специализированной организацией.

Как установлено судами, общество неоднократно обращалось с письмами в Мэрию с просьбой обеспечить уборку стихийной свалки для оборудования площадки (от 28.08.2009 № 358, от 10.09.2009 № 394, от 18.09.2009 № 403). Однако ответы в адрес общества не поступали.

Судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи.

С учетом изложенного, судами обоснованно установлено, что в действиях общества отсутствует вина в необорудовании площадки для сбора ТБО.

У суда кассационной инстанции в силу положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания и полномочия по переоценке доказательств.

Вменяемое обществу правонарушение квалифицировано административной комиссией по статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях». Данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых специально не установлена федеральными законами либо данным Законом.

Однако согласно протоколу от 11.09.2009 и постановлению о привлечении к административной ответственности от 19.10.2009 № 004391 обществу вменялось необорудование площадки для сбора ТБО, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная статья Кодекса в редакции, действующей в октябре 2009 года, предусматривала административную ответственность в виде штрафа за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Таким образом, административная комиссия неверно квалифицировала вменяемое обществу правонарушение.

В связи с вышеизложенным постановление административной комиссии от 19.10.2009 № 004391 правомерно признано судами незаконным и отменено.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

   

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу № А25-1678/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка