• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2012 г. Дело № А01-136/2011

[Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в рассматриваемом случае не являются]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от третьего лица - Кабинета Министров Республики Адыгея (ИНН 0105014064, ОГРН 1020100703523) - Михненко Л.В. (доверенность от 12.03.2012), в отсутствие представителей заявителя - закрытого акционерного общества «Кошехабльский комбинат нерудных материалов» (ИНН 0103001454, ОГРН 1020100510946), заинтересованных лиц: Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям (ИНН 0105010768, ОГРН 1020100711102), федерального государственного унитарного предприятия «Госкадастрсъемка», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105043820, ОГРН 1040100552205), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Кошехабльский комбинат нерудных материалов» на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.08.2011 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу № А01-136/2011, установил следующее.

ЗАО «Кошехабльский комбинат нерудных материалов» (далее - общество, истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - комитет), федеральному государственному унитарному предприятию «Госземкадастрсъемка» (далее - предприятие), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - управление) о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе разрешенного использования по Кошехабльскому району, в размере 287,52 рублей за 1 кв. м, и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:02:2402001:0005 площадью 216 407 кв. м, расположенного по адресу: Кошехабльский район, а. Кошехабль, 1 км восточнее а. Кошехабль, (далее - земельный участок) в размере 70 271 681 рубль 04 копейки, о признании незаконным внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, о признании не подлежащими применению с даты внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 70 271 681 рубля 04 копеек (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кабинет Министров Республики Адыгея.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции указал, что поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель Кошехабльского района утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.06.2009 № 140, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка может быть решен только в рамках дела по заявлению об оспаривании нормативного правового акта, которым утверждены результаты кадастровой оценки земли. Доводы о неприменении соответствующего акта ввиду отсутствия доказательств его надлежащей публикации отклонены со ссылкой на его опубликование в официальном издании Совета-Хасэ Республики Адыгея. Кроме того, суд первой инстанции посчитал пропущенным установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок и отсутствующими основания для его восстановления.

Апелляционный суд, квалифицировав заявленные требования как исковые требования об изменении внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, приравняв ее к рыночной стоимости, указал, что оспаривание кадастровой стоимости земельного участка должно осуществляться в порядке, установленном статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ) в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ). Предметом оспаривания может являться отказ уполномоченного органа от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка. С заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости общество не обращалось. Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права является основанием принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. До момента получения в установленном порядке от уполномоченного органа отказа во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка право заявителя не может считаться нарушенным.

Решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда обжалованы обществом в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя кассационной жалобы, изменения, внесенные в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, позволяют органам кадастрового учета установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. В обоснование жалобы заявитель также указывает на незаконное применение ответчиками при расчете кадастровой стоимости земельного участка постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.06.2009 № 140 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (далее - постановление Кабинета министров № 140) при отсутствии доказательств его официального опубликования.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка площадью 216 407 кв. м с кадастровым номером 01:02:2402001:0005, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Кошехабльский район, а. Кошехабль, 1 км восточнее а. Кошехабль, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2005 серия 01-АА № 032994.

Земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, с разрешенным использованием для производственных целей.

До 2009 года кадастровая стоимость земельного участка составляла 671 094 рубля 84 копейки при ее удельном показателе равном 2 рубля 92 копейки за 1 кв. м.

Постановлением Кабинета министров № 140 для земельных участков 2 группы разрешенного использования утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 287 рублей 52 копейки за 1 кв. м (приложение № 2).

Кадастровая стоимость земельного участка составила 70 271 681 рубля 04 копейки.

По заказу общества Торгово-промышленной палатой Республики Адыгея проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, составившая 14 867 160 рублей (отчет № 1427; т. 1, л. д. 6 - 33).

Основанием заявленных требований является несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Нарушение прав общества как собственника земельного участка заключается в необходимости оплачивать необоснованно, по мнению заявителя, завышенного земельного налога, налоговой базой которого является кадастровая стоимость земельного участка.

При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций не учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11.

Требования общества по существу направлены на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.

Законом № 167-ФЗ внесены изменения в Закон № 135-ФЗ, в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 167-ФЗ) допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в рассматриваемом случае не являются.

Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом может быть назначена экспертиза.

Представленный обществом отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка подлежит оценке на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе положенные в его основание рыночная информация и ее статистический анализ.

С учетом статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ суд вправе назначить экспертизу отчета в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, на что должно быть указано в резолютивной части решения.

Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты без учета указанных выше обстоятельств и на основании норм права в ином толковании, чем сформулировано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, а также учитывая, что спор по существу заявленных требований не разрешен, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду при наличии у сторон разногласий относительно объективности и законности произведенной независимым оценщиком оценки рыночной стоимости земельного участка, следует рассмотреть вопрос о целесообразности назначения по делу экспертизы.

Вопрос о распределении судебных расходов в связи с рассмотрением кассационной жалобы надлежит разрешить по результатам нового рассмотрения дела.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу № А01-136/2011 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А01-136/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 14 марта 2012

Поиск в тексте