ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2012 г. Дело № А32-33661/2010

[Апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об избрании департаментом ненадлежащего способа защиты права, что в свою очередь является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении встречного иска]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Очаровательная полянка» - Санько О.В. (доверенность от 13.01.2012), от ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Мефоденко М.Г. (доверенность от 06.03.2012), от ответчика по встречному иску - индивидуального предпринимателя Бесчастного Юрия Николаевича - Бесчастного Ю.Н. (паспорт), рассмотрев кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства «Очаровательная полянка» и индивидуального предпринимателя Бесчастного Юрия Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2011 (судья Гладков В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 (судьи Авдонина О.Г., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу № А32-33661/2010, установил следующее.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Очаровательная полянка» Хробостов В.А. (далее - крестьянское хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании отсутствующим права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16, расположенные по адресу: г. Горячий Ключ, автодорога «Подъезд с. Фанагорийское» км 0+800 м (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).

Департамент обратился со встречным иском о признании отсутствующим права собственности крестьянского хозяйства и Бесчастного Ю.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:07 04 001:0002, 23:41:07 04 001:0003.

К участию в деле в качестве ответчика по встречному иску привлечен индивидуальный предприниматель Бесчастный Юрий Николаевич (далее - предприниматель).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2011 крестьянскому хозяйству в удовлетворении иска отказано, встречный иск департамента удовлетворен. Суд установил тождественность земельных участков, находящихся в собственности хозяйства и земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края. Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, суд указал, что спорные земельные участки расположены в границах округа санитарной охраны курорта краевого значения. Администрация муниципального образования Горячий Ключ не наделалась полномочиями на распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2011 в части удовлетворения встречного иска департамента отменено, в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворения требования департамента. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что департаментом, фактически не владеющим спорными земельными участками, избран ненадлежащий способ судебной защиты.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, крестьянское хозяйство и предприниматель обжаловали их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявители жалобы просят отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, требования крестьянского хозяйства удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителей, выводы судов не соответствуют материалам дела, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение спорных участков в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта краевого значения г. Горячий Ключ. Крестьянское хозяйство и предприниматель также ссылаются на пропуск департаментом срока исковой давности.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы г. Горячий Ключ от 13.02.2002 № 562 Хробостову В.А. и Бесчастному Ю.Н. в общую долевую собственность предоставлен земельный участок общей площадью 8 га (пастбище) в секции 51 контура 29, 30, 33, 36, 37 (Безымянный сельский округ) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель фонда перераспределения. Главой создаваемого крестьянского хозяйства утвержден Хробостов В.А., членом хозяйства - Бесчастный Ю.Н.

Постановлением главы г. Горячий Ключ от 25.03.2002 № 1266 площадь предоставленного в собственность земельного участка увеличена до 8,1 га.

Земельному участку в результате государственного кадастрового учета присвоен кадастровый номер 23:41:0704001:0002 (т. 1, л. д. 16 - 18).

Право совместной собственности членов крестьянского хозяйства Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2002 серии 23-АА № 492277 (т. 1, л. д. 19).

Постановлением главы г. Горячий Ключ от 08.04.2002 № 1512а крестьянскому хозяйству дополнительно в общую собственность из земель фонда перераспределения предоставлен земельный участок площадью 3,2 га (пастбище) в секции 51 контур 23 - 2,2 га, контур 44 - 1 га (т. 1, л. д. 20).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером 23:41:0704001:0003 (т. 1, л. д. 21 - 22).

Право совместной собственности членов крестьянского хозяйства Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н. на дополнительно предоставленный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.08.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА № 681355 (т. 1, л. д. 23).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23.06.2004 серии 23-АБ № 513686, от 22.06.2004 серии 23-АБ № 513587, от 22.06.2004 серии 23-АБ № 513590, от 23.06.2004 серии 23-АБ № 513685, собственником земельных участков с кадастровым номером 23:41:0704001:15 площадью 4000 кв. м, с кадастровым номером 23:41:0704001:16 площадью 5001 кв. м, с кадастровым номером 23:41:0704001:12 площадью 34 000 кв. м и с кадастровым номером 23:41:0704001:14 площадью 78 430 кв. м является Краснодарский край (т. 1, л. д. 123 - 126).

В целях уточнения расположения границ земельных участков крестьянским хозяйством осуществлены межевые работы, по итогам которых установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0704001:2 на границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16 (т. 1, л. д. 27 - 37, 40 - 47) и границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0704001:3 на границы земельного участка с кадастровым номером 23:41:0704001:12 (т. 1, л. д. 48, 51 - 53).

Основанием вынесения федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю решений от 17.03.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности крестьянскому хозяйству, явилось наложение уточненных границ на границы земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края (т. 1, л. д. 40, 50).

Считая себя собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002 и 23:41:0704001:0003, а также полагая, что регистрация права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлена в отсутствие правового основания, истец обратился с иском в суд.

Встречный иск департамента мотивирован принадлежностью спорных земельных участков к землям особо охраняемых природных территорий и их нахождением в собственности Краснодарского края.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (часть 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земли особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (статьи 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, в силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ  «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее - Закон № 26-ФЗ). Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 2 Закона  от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

Согласно абзацу 3 части 2 статьи 3 Закона № 26-ФЗ территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти

Охрана этих территорий осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (статья 16 Закона № 26-ФЗ).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 № 403 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае» установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ.

Пунктом 5 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 № 41-КЗ  «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» (далее - Закон № 41-КЗ) в редакции, действовавшей в момент предоставления администрацией города Горячий Ключ крестьянскому хозяйству земельных участков, курорт Горячий Ключ был отнесен к курортами краевого значения.

Решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения входило в компетенцию органов исполнительной власти Краснодарского края по регулированию отношений в области изучения, развития, использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов (статья 6 Закона № 41-КЗ). Органы местного самоуправления соответствующими полномочиями не наделялись.

Имеющимися в деле картографическими материалами (карта района курорта Горячий Ключ с границами 2 и 3 зон санитарной охраны и лесохозяйств, изготовленной Управлением «Геоминвод» ЦНИИКиФ Минздрава СССР по состоянию на 1983 год, карта округа горносанитарной охраны курорта Горячий Ключ к постановлению Совета Министров РСФСР № 403 от 13.09.1984, схема установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения г. Горячий Ключ, изготовленная ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ) подтверждено вхождение земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002 и 23:41:0704001:0003 в границы второй зоны горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ.

Собственником спорных земельных участков на момент издания главой  города Горячий Ключ постановлений от 13.02.2002 № 562, от 25.03.2002 № 1266 и  от 08.04.2002 № 1512а являлся Краснодарский край, орган исполнительной власти которого не принимал решения о предоставлении земельных участков в собственность хозяйства.

Подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий.

Частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации законодательно запрещено предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.

В этой связи, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали  сделки, на основании которых земельные участки переданы в собственность крестьянского хозяйства, ничтожными в связи с их противоречием вышеназванным нормам, а крестьянское хозяйство - лицом, не доказавшим наличие у него заинтересованности в оспаривании права Краснодарского края на земельные участки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22), зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В абзаце 4 пункта 52 постановления от 29.04.2010 № 10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Указанный способ защиты нарушенного права применяется в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество.

Нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002, 23:41:0704001:0003 в фактическом владении крестьянского хозяйства подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается.

В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты права является иск об истребовании спорных земельных участков из чужого незаконного владения.

Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца нормами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильности гражданского оборота.

При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об избрании департаментом ненадлежащего способа защиты права, что в свою очередь является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении встречного иска.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу  № А32-33661/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка