ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2012 г. Дело № А53-15530/2011

[Суды пришли к законному и обоснованному выводу о наличии условий для удовлетворения заявления департамента]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента имущественно-земельных отношений  г. Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2011 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 (судьи Мисник Н.Н., Галов В.В., Ломидзе О.Г.) по делу № А53-15530/2011, установил следующее.       

Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 06.05.2011 № 01/103/2011-770 в государственной регистрации прав муниципальной собственности на квартиру № 72, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, 1а.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012, заявление удовлетворено. Суды пришли к выводу, что жилое помещение, право собственности на которое заявлено на государственную регистрацию, является собственностью муниципального образования г. Ростов-на-Дону в силу прямого указания закона. Отказ управления противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) и нарушает права и законные интересы заявителя.

В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 14.12.2011 и постановление от 20.02.2012, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не учли, что в муниципальную собственность спорные объекты переданы на основании распоряжения Правительства от 07.02.2006 № 152-р после вступления в силу Закона о регистрации, доказательства регистрации права прежнего собственника (Российской Федерации) отсутствуют, в связи с чем государственная регистрация перехода права невозможна. Суды не приняли во внимание несоблюдение заявителем требований статьи 20 Закона о регистрации, не указали, какие нормы нарушены заинтересованным лицом.

Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.       

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.  

Из материалов дела видно и судами установлено, что Донской КЭЧ района на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов подготовлен перечень объектов социально-культурного и социально-бытового назначения федеральной собственности, подлежащих передаче в муниципальную собственность города  Ростова-на-Дону, который был утвержден Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.12.2001 № 53.

Правительство Российской Федерации Распоряжением от 07.02.2006 № 156-р приняло предложение Ростовской-на-Дону городской Думы и Минэкономразвития России о передаче в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону находящихся в федеральной собственности объектов Донской КЭЧ, расположенных в г. Ростове-на-Дону и обязало Росимущество обеспечить в установленном порядке передачу объектов в   муниципальную собственность. В названный перечень так же вошел жилой дом, находящийся по ул. Я. Галана, 1а (л. д. 15, 16).

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», действовавшего в период издания распоряжения Правительства от 07.02.2006 № 156-р, объекты социально-культурного и социально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности».

В адрес администрации г. Ростова-на-Дону ГУ Донская квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации направлен акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в том числе и жилого дома, расположенного по ул. Я. Галана, 1а, который утвержден Территориальным управлением Росимущества по Ростовской области 26.10.2007 (л. д. 21, 22).

Ввиду того, что с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно с 01.03.2005, в муниципальной собственности могут находиться только отдельные жилые помещения и квартиры, а не дома в целом, органом местного самоуправления данный акт подписан не был. Однако решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2007 по делу № А53-6220/2007 удовлетворены исковые требования Территориального управления Росимущества по Ростовской области о возложении обязанности на администрацию г. Ростова-на-Дону в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность, расположенные в г. Ростове-на-Дону жилые дома и относящиеся к ним объекты инфраструктуры: жилой дом по ул. Тимошенко, 10, жилой дом по ул. Я. Галана, 1а.

Согласно пункту 2.3.3 положения «О Департаменте имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону», утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138, к функциям департамента относится организация государственной регистрации права муниципальной собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления в отношении муниципального недвижимого имущества и муниципальной собственности на земельные участки. Аналогичные функции департамента были закреплены и в ранее действовавших положениях.

Во исполнение решения суда департамент принял в муниципальную собственность жилые дома и обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру № 72, расположенную в жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Я. Галана, 1а.

8 апреля 2011 года государственная регистрация права муниципальной собственности приостановлена по инициативе регистратора на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации на срок до 06.05.2011.

Управление исходило из того, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В соответствии с данными ЕГРП право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого имущества в установленном Законом о регистрации порядке не зарегистрировано.

Регистрация была приостановлена до 06.05.2011 в связи с необходимостью обратиться в управление с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности, перехода права к муниципальному образованию г. Ростов-на-Дону и предоставить на государственную регистрацию документы, необходимые для ее проведения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Ввиду невыполнения указанных требований заявителю отказано в регистрации права муниципальной собственности на квартиру № 72, расположенную в жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Я. Галана, 1а, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2011 № 01/103/2011-770 (л. д. 11 - 14).

Департамент, считая названный отказ незаконным, обратился в суд с иском.

Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд не подлежал приватизации и передавался в муниципальную собственность городов независимо от ведомственной принадлежности, включая встроенно-пристроенные нежилые помещения.

Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в частности, распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 № 156-р (л. д. 15, 16), акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденный Территориальным управлением Росимущества по Ростовской области 26.10.2007 (л. д. 21, 22), сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2011 № 01/103/2011-770 (т. 1, л. д. 11 - 14), приняв во внимание содержание решения суда по делу № А53-6220/2007, пришли к законному и обоснованному выводу о наличии условий для удовлетворения заявления департамента.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу № А53-15530/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:

файл-рассылка