• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2012 г. Дело № А63-4649/2011

[Отказ в государственной регистрации договора аренды, несоответствующий положениям Закона № 74-ФЗ, Закона № 122-ФЗ, нарушающий права и законные интересы предпринимателя, правомерно признан судами незаконным]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дударева Алексея Ивановича (ИНН 261600165708, ОГРН 306264224300018) - Дударева А.И. (паспорт), в отсутствие представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьего лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2011 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 (судьи Джамбулатов С.И., Баканов А.П., Марченко О.В.) по делу № А63-4649/2011, установил следующее.

Глава крестьянского фермерского хозяйства Дударев Алексей Иванович (далее - глава КФХ, Дударев А.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды, и об обязании управления к осуществлению государственной регистрации договора.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012, требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Отказ управления в государственной регистрации договора аренды признан незаконным в связи с его несоответствием Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации прав). На управление возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды. Суды, установив цель предоставления земельного участка: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, указали на необходимость применения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ), устанавливающей специальный порядок, не предусматривающий обязательную публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.

Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, управление обжаловало их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции от 18.10.2011 и постановление апелляционного суда от 18.01.2012 как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы ссылается на нормы статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым принятию решений о предоставлении участков сельскохозяйственного назначения в аренду должна предшествовать публикация сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков. Статьями 9, 13 и 17 Закона о государственной регистрации прав установлена обязанность регистрирующего органа осуществлять правовую экспертизу предоставленных заявителем документов, проверять законность подлежащей регистрации сделки. Управление полагает правомерным отказ в государственной регистрации договора аренды, поскольку не представлены документы, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду, а также документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора аренды либо решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Изучив материалы дела, заслушав предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами, крестьянское (фермерское) хозяйство Дударева А.И. создано 31.08.2006, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 26 № 002778560.

На основании заявления предпринимателя министерством издано распоряжение от 02.02.2009 № 56 о предоставлении заявителю в аренду на 10 лет земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 26:19:061002:0002, площадью 507 000 кв. м., расположенного по адресу (местоположение): примерно в 14,7 км по направлению на юго-запад от ориентира центр села Чернолесского, Ставропольский край, Новоселицкий район, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).

В соответствии с кадастровым паспортом от 12.12.2008 земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.03.2005.

Во исполнение распоряжения министерством (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) подписан договор аренды от 04.02.2009 № 7-19 (далее - договор аренды; т. 1, л. д. 21 - 25).

Пунктом 3.1 договора аренды срок аренды установлен равным 10 годам.

В договоре аренды имеется ссылка на свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 26 № 002778560 как на основание деятельности предпринимателя. Земельный участок предоставлен главе КФХ для сельскохозяйственного производства.

По акту приема-передачи земельный участок передан арендатору (т. 1, л. д. 27).

15 февраля 2011 года глава КФХ обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды с приложением документов, указанных в расписке от 15.02.2011 (т. 1, л. д. 39).

В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав регистрация договора аренды приостанавливалась на срок до 15.04.2011, что следует из уведомления от 15.03.2011 (т. 1, л. д. 42).

Сообщением от 15.04.2011 № 25/003/2011-187 управление отказало главе КФХ в государственной регистрации договора аренды. Отказ мотивирован отсутствием доказательств заблаговременной публикации в средствах массовой информации о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка, а также решения (постановления) о предоставлении участка без проведения торгов, в связи с подачей одной заявки.

Предприниматель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации договора аренды не основано на законе и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо установление их несоответствия закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона № 74-ФЗ).

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 1 Закона № 74-ФЗ).

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 № 438 и 439», осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации общий порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривает обязательную заблаговременную публикацию соответствующей информации.

Аналогичную норму содержит статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которым урегулированы отношения в области оборота земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Статьей 12 Закона № 74-ФЗ, устанавливающей порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, не предусмотрена обязательная заблаговременная публикация сведений о предстоящем предоставлении земельных участков фермерскому хозяйству.

При указанных обстоятельствах у управления отсутствовали предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации договора аренды № 7-19.

Отказ в государственной регистрации договора аренды, несоответствующий положениям Закона № 74-ФЗ, Закона № 122-ФЗ, нарушающий права и законные интересы предпринимателя, правомерно признан судами незаконным.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Рассмотрев кассационную жалобу управления с учетом установленных статьями 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов кассационного пересмотра дела и ограничений процессуальных полномочий, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу № А63-4649/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-4649/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 23 мая 2012

Поиск в тексте