• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2012 г. Дело № А63-9415/2011

[Выводы судебных инстанций о необходимости удовлетворения требований о взыскании недополученных доходов за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Илюшникова С.М. И Савенко Л.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (г. Ставрополь, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814), ответчика - Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ИНН 2634025383, ОГРН 1022601972678), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Ставропольского края (г. Ставрополь, ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 1 "Колосок" поселка Терский Буденновского района» (ИНН 2624024528, ОГРН 1022603228295), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 "Теремок" села Архангельского Буденновского района» (ИНН 2624024888, ОГРН 1032601790627), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 "Солнышко" села Толстово-Васюковского Буденновского района» (ИНН 2624028040, ОГРН 1042600674181), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 6 "Колокольчик" села Стародубского Буденновского района» (ИНН 2624024084, ОГРН 1022603228537), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 11 "Тополек" села Прасковея Буденновского района» (ИНН 2624024246, ОГРН 1022603227327), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 "Незабудка" села Прасковея Буденновского района» (ИНН 2624024430, ОГРН 1032601796127), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 14 "Незабудка" села Прасковея Буденновского района» (ИНН 2624024140, ОГРН 1022603226227), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 "Искорка" поселка Искра Буденновского района» (ИНН 2624024239, ОГРН 1022603225226), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 18 "Сказка" поселка Виноградный Буденновского района» (ИНН 2624024214, ОГРН 1022603224973), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 "Аленка" села Орловки Буденновского района» (ИНН 2624026557, ОГРН 1022603222982), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 "Виктория" села Архангельского Буденновского района» (ИНН 2624024253, ОГРН 1022603224874), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 23 "Чебурашка" поселка Терек Буденновского района» (ИНН 2624024180, ОГРН 1022603223940), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 "Солнышко" села Покойного Буденновского района» (ИНН 2624024207, ОГРН 1022603223532), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 26 "Солнышко" села Покойного Буденновского района» (ИНН 2624024373, ОГРН 1022603224566), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 27 "Березка" села Красный октябрь Буденновского района» (ИНН 2624024493, ОГРН 1022603225589), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 28 "Аистенок" села Томузловского Буденновского района» (ИНН 2624024165, ОГРН 1022603229351), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 "Ромашка" села Преображенского Буденновского района» (ИНН 262401001, ОГРН 1022603226436), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 32 "Пчелка" села Стародубского Буденновского района» (ИНН 2624024542, ОГРН 1022603228559), муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития № 35 "Маргаритка" села Архиповского Буденновского района» (ИНН 2624027984, ОГРН 1042600672971), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2011 (судья Мисникова О.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 (судьи Егорченко И.Н., Баканов А.П., Фриев А.Л.) по делу № А63-9415/2011, установил следующее.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 1 409 184 рублей 01 копейки затрат, связанных с реализацией природного газа на отопление педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Буденновского района Ставропольского края в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) за период с 01.01.2010 по 31.12.2010. Суд привлек к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края и перечисленные выше муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Решением суда от 06.12.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2012, с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу предприятия взыскано 1 194 223 рубля 74 копейки, в остальной части в иске отказано. Суд исходил из того, что задолженность, связанная с предоставлением природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин РФ не представил доказательств, подтверждающих доведение Ставропольскому краю средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в размере, достаточном для компенсации льгот, предоставленным педагогическим работникам в 2010 году. При определении размера подлежащих возмещению убытков (выпадающих доходов) суд исключил налог на добавленную стоимость (далее - НДС).

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что предъявленные к взысканию убытки являются расходными обязательствами муниципального образования. Основания для возмещения обществу убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют, поскольку финансирование указанных льгот не относится к расходным обязательствам Российской Федерации так как Ставропольский край как субъект Российской Федерации, определил пределы своей финансовой ответственности по предметам совместного ведения, связанным с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Отзыв на жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установили суды, предприятие в 2010 году предоставляло педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Буденновского района Ставропольского края, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, природный газ.

Ссылаясь на то, что неполученные доходы, связанные с предоставлением природного газа в соответствии с Законом об образовании, составили 1 194 223 рубля 74 копейки (в том числе 214 960 рублей 27 копеек НДС), предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.

В обоснование своих требований о взыскании убытков предприятие представило в материалы дела список педагогических работников учреждения, сводный расчет задолженности, ежемесячные реестры, книгу продаж, счета-фактуры по реализации газа населению Буденновского района Ставропольского края в 2010 году. Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

При рассмотрении спора суды установили, что Ставропольскому краю в 2010 году из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о необходимости удовлетворения требований о взыскании недополученных доходов за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам.

Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, следует отклонить. Обязанность Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов юридическим лицам обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено путем его исполнения. Суд установил недофинансирование со стороны Минфина России и правомерно взыскал с Российской Федерации расходы предприятия на предоставление льгот педагогическим работникам.

Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, не опровергают правильности выводов нижестоящих судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов, не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по делу № А63-9415/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

   
текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-9415/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 23 мая 2012

Поиск в тексте