• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2012 г. Дело № А32-5437/2011

[Судебные акты, принятые по делу, подлежат отмене, а в удовлетворении требований общества
о признании недействительным решения налоговой инспекции надлежит отказать]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества «Детский санаторно-оздоровительный лагерь ”Кавказ”» (ИНН 230141974, ОГРН 1022300513179) - Скориковой К.Ю. (доверенность от 27.05.2011), Кобзевой В.В. (доверенность от 27.05.2011), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе (ИНН 2301028733, ОГРН 1042300012919) - Сапрыкина В.В. (доверенность от 14.05.2012), Серова М.М. (доверенность от 14.05.2012), Сарычева К.И. (доверенность от 16.05.2012), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 октября 2011 года (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 года (судьи Герасименко А.Н., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу № А32-5437/2011, установил следующее.

ЗАО «Детский санаторно-оздоровительный лагерь ”Кавказ”» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе (далее - налоговая инспекция) от 14.02.2011 № 14034/12012 в части доначисления недоимки по земельному налогу за I квартал 2010 года в сумме 957 694 рублей и обязания внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением суда от 11 октября 2011 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 6 февраля 2012 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы незаконностью доначисления обществу земельного налога в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке показателей кадастровой стоимости земельного участка.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы налоговая инспекция указывает на правомерность доначисления обществу земельного налога, исходя из стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010. На начало налогового периода по уплате налога на землю за 2010 год распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» (далее - распоряжение № 1202-р), которым утверждены результаты кадастровой оценки земель, являлось действующим.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 15 мая 2012 года до 16 часов 21 мая 2012 года. После перерыва судебное заседание продолжено в 16 часов 21 мая 2012 года.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, обществу на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 8,57 га, расположенный по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 49, кадастровый номер 23:37:0107002:674, с целевым использованием - лечебно-оздоровительный центр.

По земельному участку с кадастровым номером 23:37:107002:674 общество самостоятельно исчислило сумму авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2010 года в размере 124 689 рублей, исходя из кадастровой стоимости, равной 71 250 980 рублей.

В ходе проверки инспекция произвела исчисление суммы авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2010 года на основании кадастровой стоимости, полученной от органов Росреестра в электронном виде, по состоянию на 01.01.2010. При исчислении суммы налога налоговый орган руководствовался кадастровой стоимостью участка, равной 618 504 613 рублям. В результате камеральной налоговой проверки произведено доначисление суммы земельного налога за I квартал 2010 года в размере 957 694 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 28.03.2011 № 20-12-220 решение налоговой инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды не учли следующего.

В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).

По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 № 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в ред. федеральных законов от 24.07.2007 № 216-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ).

В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 № 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Постановление от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» опубликовано в газете «Кубанские новости» в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.

В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» подлежит применению с 01.01.2010.

Суд апелляционной инстанции указал, что постановление от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» отменено, а поэтому не подлежит применению. Принятое постановление от 05.02.2010 № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» в соответствии со статьей 5 Кодекса не может применяться на период 2010 года.

Вместе с тем постановление от 05.02.2010 № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Постановление от 05.02.2010 № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Отмена постановления от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.

Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.

Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:674 сформирован и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости; в государственном земельном кадастре сформированы сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость спорного земельного участка внесена в государственный земельный кадастр на основании постановления от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», а также с учетом разрешенного вида использования земельного участка - лечебно-оздоровительный центр, который указан в государственном акте серии КК-2 № 403000000540 на право бессрочного (постоянного) пользования. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка.

Постановление от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением. При таких обстоятельствах судебные акты, принятые по делу, подлежат отмене, а в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения налоговой инспекции надлежит отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 октября 2011 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 года по делу № А32-5437/2011 отменить.

В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества «Детский санаторно-оздоровительный лагерь ”Кавказ”» отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Детский санаторно-оздоровительный лагерь ”Кавказ”» (ИНН 230141974, ОГРН 1022300513179) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-5437/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 24 мая 2012

Поиск в тексте