ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2012 г. Дело № А63-5150/2011

[Буквально истолковав содержащиеся в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктах 2, 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ нормы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что принятию решения о передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения казачьему обществу в обязательном порядке должны предшествовать подготовка информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременной публикация]
(Извлечение)

   


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Плотниковой Л.Н., при участии от истца - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Леонова Георгия Владимировича (ИНН 261804829643, ОГРНИП 306261816000010) - Еременко Д.А. (доверенность от 28.02.2011), в отсутствие представителей ответчиков: администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 1042600393274), Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502), третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу № А63-5150/2011, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Леонов Г.В. (далее - глава КФХ, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) о прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о регистрации права собственности администрации на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:28:000000:43 площадью 17 675 тыс. кв. м, находящийся в границах муниципального образования с. Соломенское Степновского района Ставропольского края (далее - земельный участок), признании недействительным заключенного администрацией и казачьим обществом договора от 11.04.2011 № 10 аренды земельного участка, прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о его регистрации, применении последствий недействительности ничтожной сделки.

После принятия искового заявления к производству предприниматель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от исковых требований в части прекращении в ЕГРП записей о регистрации права собственности администрации на земельный участок и договора аренды.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, требования в части признания недействительным договора аренды от 11.04.2011 № 10 и применения последствий его недействительности в виде обязания общества к возвращению администрации земельного участка удовлетворены. В остальной части производство по делу прекращено в связи с принятием отказа от части иска. Суды исходили из того, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются как Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ), так и нормами Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ). Непроведение открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, затрагивает права неограниченного круга лиц - потенциальных претендентов на приобретение земельного участка в аренду. Договор от 11.04.2011 № 10 аренды земельного участка, заключенный администрацией и казачьим обществом, признан несоответствующим требованиям статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, казачье общество обжаловало их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе казачье общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение иным и коллегиальным составом судей. Кассатор указывает на несоблюдение предпринимателем установленного порядка подачи заявления о предоставлении участка, отсутствие на момент обращения казачьего общества в администрацию учтенных и зарегистрированных в отношении земельного участка ограничений и обременений, установленную Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и Указом Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (далее - Закон № 154-ФЗ и Указ № 835) обязанность органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка казачьему обществу. Заявитель полагает, что процедура предоставления земельного участка казачьему обществу как специальному субъекту не предусматривает заблаговременной публикации соответствующих сведений. Казачье общество также полагает, что выданной от имени физического лица доверенностью не могут быть подтверждены полномочия на представление его интересов как главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты отмене либо изменению не подлежат.     

Как установлено судами и следует из материалов дела, кадастровый учет земельного участка осуществлен 11.04.2005.

Решением Степновского районного суда Ставропольского края от 23.03.2011 право собственности на земельный участок признано за администрацией.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Степновского муниципального района Ставропольского края на земельный участок, что подтверждено выпиской из ЕГРП  от 10.05.2011 № 30/001/2011-522.

28 марта 2011 года и 8 апреля 2011 года казачье общество обращалось в администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду для сельскохозяйственного производства.

Постановлением администрации от 11.04.2011 № 185 земельный участок предоставлен казачьему обществу по его заявлению в аренду.

Во исполнение постановления от 11.04.2011 № 185 администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор от 11.04.2011 № 10 аренды земельного участка. Государственная регистрация договора аренды произведена Степновским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - регистрирующий орган)  под № 26-26-30/001/2011-552.

11 мая 2011 года предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и выращивания зерновых культур.

Кассационным определением Ставропольского краевого суда от 31.05.2011 отменено решение Степновского районного суда Ставропольского края  от 23.03.2011 о признании права собственности на спорный земельный участок за администрацией. Дело направлено на новое рассмотрение в ином судебном составе.

Решением Степновского районного суда Ставропольского края от 14.07.2011, оставленным без изменения кассационным определением Ставропольского краевого суда от 30.08.2011, признано право собственности администрации на земельный участок.

Письмом от 07.06.2011 № 02ср-14/119 администрация сообщила главе  КФХ о состоявшемся предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду казачьему обществу.

Полагая, что предоставление земельного участка казачьему обществу без проведения торгов противоречит законодательно установленной процедуре, глава КФХ обратился в арбитражный суд.

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам, как определено статьей 82 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ установлена возможность осуществления передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

Пунктом 5 названной статьи установлена безусловная возможность применения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду казачьим обществам.

В целях обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления управления и распоряжения находящимися в их ведении земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации на указанные органы возложены обязанности по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, по уполномочиванию на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специального органа, а также по обеспечению подготовки информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременной публикации.

Установленный названной нормой порядок включает в себя подачу  заинтересованным в предоставлении земельного участка в аренду заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), утверждение и выдачу органом местного самоуправления заявителю подготовленной с учетом зонирования территорий схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в аренду и заключение соответствующего договора с заявителем.

Буквально истолковав содержащиеся в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктах 2, 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ нормы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что принятию решения о передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения казачьему обществу в обязательном порядке должны предшествовать подготовка информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременной публикация.

В условиях отсутствия доказательств соблюдения администрацией принципа публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что договор  от 11.04.2011 № 10 аренды земельного участка заключен в строгом соответствии с установленным законом порядке.

Суды также обоснованно отметили, что отсутствие предусмотренного законом информирования населения об имеющемся земельном участке и условиях его предоставления повлекло нарушение законных прав и интересов неограниченного круга лиц, в том числе предпринимателя, фактически лишенных возможности участия в процедуре предоставления земельного участка в пользование.

В этой связи выводы о недействительности оспариваемой сделки в силу 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и возможности применения в порядке статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации последствий ее недействительности путем обязания казачьего общества к возврату земельного участка администрации следует признать соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Ссылка заявителя жалобы на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в подписании искового заявления представителем истца, а также его участие в рассмотрении настоящего дела в отсутствие надлежащим образом оформленных полномочий подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу положений пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003  № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 № 438 и 439», осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно частям 6, 7 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана, скреплена его печатью и может быть нотариально удостоверена.

Исковое заявление предпринимателя подписано представителем Еременко Д.А., действовавшим на основании выданной гражданином Леоновым Г.В. и удостоверенной нотариусом Сазоновой Л.А. доверенности от 28.02.2011 № 1Д-307, соответствует вышеназванным процессуальным нормам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится вне компетенции суда кассационной инстанции, и не могут являться основанием для отмены либо изменения судебного акта.

В условиях отсутствия предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда возможность удовлетворения кассационной жалобы исключается.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу  № А63-5150/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

текст документа сверен по:

файл-рассылка