• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2012 г
. Дело № А32-28536/2011

[Суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для начисления платы за пользование спорными вагонами]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Леоновой О.В. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества «ИПП» - Нестеренко И.Г. (доверенность от 10.07.2012) и Балалы В.А. (доверенность от 01.11.2011), в отсутствие истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги», извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2012 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 (судьи Ванин В.В., Величко М.Г., Баранова Ю.И.) по делу № А32-28536/2011, установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «ИПП» (далее - общество) о взыскании 1 176 944 рублей 32 копеек платы за пользование вагонами.

Решением от 27.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2012, в иске отказано. Суды исходили из того, что вагоны не принадлежат железной дороге и между сторонами отсутствует соглашение о размере платы за пользование такими вагонами. В связи с этим отсутствуют основания для взыскания платы за пользование вагонами, предусмотренные статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав).

В кассационной жалобе железная дорога просит отменить принятые по делу судебные акты, иск удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствую материалам дела и противоречат нормам права. Обязанность общества вносить плату за пользование вагонами и за время их задержки в пути следования установлена пунктом 6 параграфа 16 заключенного сторонами договора от 25.03.2008 № 275/7/157/08-и. Параграфом 14 названного договора установлен размер платы за пользование вагонами. Общество частично внесло плату за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, что свидетельствует о согласовании сторонами оплаты за задержку вагонов независимо от их принадлежности. Предметом спора по данному делу является взыскание платы за пользование железнодорожными путями общего пользования, которая не является штрафом или неустойкой.

В судебном заседании представители общества просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела и выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

Из материалов дела видно, что железная дорога (перевозчик) и общество заключили договор от 25.03.2008 № 275/7/157/08-и и дополнительные соглашения от 11.06.2008, 17.03.2008 и от 15.10.2008 на эксплуатацию принадлежащего обществу железнодорожного пути необщего пользования при станции Новороссийск сроком действия до 31.04.2013.

В пункте 6 параграфа 16 договора предусмотрено, что при невыполнении технологического срока оборота вагонов на вагоны, находящиеся на станции в ожидании подачи, оформляется акт общей формы и владелец оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, находящимися на путях общего пользования станции Новороссийск.

Согласно параграфу 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами согласно Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами принадлежности железной дороги (Тарифное руководство № 2).

В сентябре - октябре 2010 года на станцию Новороссийск в адрес ответчика прибывали вагоны с грузом «мазут». По причине занятости мест выгрузки ранее прибывшими вагонами, вновь прибывшие вагоны простаивали на путях общего пользования станции Новороссийск, о чем железная дорога составила акты общей формы.

Кроме того, в результате невыполнения норм выгрузки и простаивания вагонов, прибывавших в адрес ответчика, на путях общего пользования станции Новороссийск, вагоны, отправленные в адрес ответчика, были отставлены от движения и простаивали на промежуточных станциях, в виду невозможности приема станцией назначения, о чем железная дорога также составила акты общей формы.

В актах общей формы отражена причина задержки: «в связи с невыполнением технологического срока оборота вагонов», указаны номера вагонов, выгружаемые с нарушением технологического срока оборота вагонов, с указанием номера памятки приемосдатчика, в которой отражено время нахождения вагонов под грузовой операцией.

Время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск подтверждается памятками приемосдатчика, подписанными представителем ответчика.

Прибытие вагонов с нарушением сроков доставки по трем поездам, отставленным от движения и простаивавшим на промежуточных станциях, подтверждается дорожными ведомостями.

Установив простой вагонов, железная дорога на основании актов общей формы начислила ответчику плату за пользование ими в сумме 1 176 944 рублей 32 копеек.

Неоплата ответчиком указанной суммы привела к судебному спору.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве № 2. Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Судебные инстанции, оценив по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора от 25.03.2008 № 275/7/157/08-и, установили, что стороны не предусмотрели в договоре взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования и не определили размер такой платы.

Данная позиция о правомерности взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанной в соответствии со статьей 39 Устава, при условии принадлежности железной дороге вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, подтверждена постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 № 14391/08 и от 27.07.2010 № 4387/10.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для начисления платы за пользование спорными вагонами.

Довод жалобы о том, что в действительности железная дорога предъявила иск о взыскании платы за пользование железнодорожными путями, а не вагонами, не влияет на исход спора, поскольку заключенный сторонами договор не содержит условия о такой плате и ее размере.

Основания для отмены или изменения решения и постановления отсутствуют, доводы жалобы надлежит отклонить.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по делу № А32-28536/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

   
текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-28536/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 11 июля 2012

Поиск в тексте