• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2012 г. Дело № А63-12105/2011

[Суды пришли к обоснованному выводу, что увеличение должностных окладов осуществлено в соответствии с указанным законодательством, а расходы произведены по целевому назначению]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии от заявителя - администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края (ИНН 2616007102 , ОГРН 1042600435404) - Проскурина О.И. (доверенность от 31.10.2012) и Захарченко А.П. (доверенность от 31.10.2012), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970) - Майоровой Е.Н. (доверенность от 19.11.2012), в отсутствие в судебном заседании третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2012 (судья Филатов В.Е.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (судьи Белов Д.А.. Семенов М.У.. Цигельников И.А.) по делу № А63-12105/2011, установил следующее.

Администрация Новоселицкого муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее -министерство) о признании недействительным предписания от 30.09.2011 № 01-16-12/4770 в части обеспечения возврата бюджетных средств в сумме 498 818 рублей 87 копеек, использованных не по целевому назначению.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ставропольского края.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012, заявленные администрацией требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что увеличение должностных окладов осуществлено в соответствии с законодательством, субвенции израсходованы по целевому назначению.

В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, исходя из Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с изложенным администрация неправомерно увеличила заработную плату муниципальным служащим за счет средств, выделенных из бюджета Ставропольского края, за осуществление полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными нормами и законами Ставропольского края.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Министерство финансов Ставропольского края отзыв на жалобу не представило.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, министерство провело плановую проверку администрации по соблюдению условий и целевого использования финансовых средств, предоставленных для осуществления отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства за 2008 - 2009 годы.

По результатам проверки министерство составило акт от 26.08.2011 и вынесло предписание от 30.09.2011 № 01-16-12/4770, в соответствии с которым администрации предложено обеспечить возврат бюджетных средств в сумме 512 293 рублей 53 копеек, использованных не по целевому назначению, в срок до 14.10.2011, из них: бюджетные средства в размере 498 818 рублей 87 копеек использованы для увеличения должностных окладов муниципальным служащим, осуществляющим отдельные государственные полномочия Ставропольского края в области сельского хозяйства за счет средств бюджета Ставропольского края, за осуществление полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами Ставропольского края; бюджетные средства в размере 979 рублей 08 копеек использованы для приобретения рамок для оформления благодарственных писем и почетных грамот главы администрации, на издание «Ветеран» и таблички на кабинет заместителя главы администрации, расходные обязательства по которым в соответствии с бюджетной классификацией осуществляются за счет средств местного бюджета, за счет финансовых средств на осуществление отдельных государственных полномочий.

Администрация не согласилась с предписанием министерства в части возврата бюджетных средств в размере 498 818 рублей 87 копеек и обратилась в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии со статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В силу статьи 283 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статьей 15 Бюджетного кодекса предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В силу пункта 1 статьи 140 Бюджетного кодекса под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Как установлено судами, администрация муниципального района за счет средств, выделенных из бюджета Ставропольского края, на осуществление отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства, выплатило в проверяемом периоде 498 818 рублей 87 копеек на увеличение на 15 процентов заработной платы муниципальным служащим, исполняющим отдельные государственные полномочия в области сельского хозяйства в соответствии с Законом Ставропольского края от 31.12.2004 № 119-кз (в редакции от 28.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области сельского хозяйства» (далее - Закон № 119-кз).

Исходя из содержащейся в Законе № 119-кз методики расчет общей суммы годовых субвенций на осуществление управленческих функций органами местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства не предусматривает рекомендации по формированию детализированных статей расходов, в том числе и на оплату труда. Все расходы осуществлены в целях обеспечения надлежащего осуществления полномочий в области сельского хозяйства. Факты расходования средств свыше лимитов бюджетных обязательств и неверного применения бюджетной классификации расходов министерством не приведены.

Размеры должностных окладов на 2008 год установлены в соответствии с Законом от 29.12.2005 года № 77-кз «О предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений» с учетом внесенных изменений Законом от 19.12.2007 года № 74-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений"».

Согласно внесенным изменениям в статье 3 Закона № 74-кз размеры предельных должностных окладов выборных должностных лиц, размеры должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Ставропольского края могут быть увеличены, но не более чем на 15 процентов от установленных в соответствии с данным Законом, в случае осуществления ими полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами Ставропольского края, при наличии необходимых финансовых средств в местном бюджете.

В силу пункта 5 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых и безвоздмездных поступлений. В состав местного бюджета входят субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующих расходов местных бюджетов.

Для реализации вышеуказанного закона принято решение совета Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от 24.12.2007 года № 43 «О повышении должностных окладов выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе муниципальных служащих Новоселицкого муниципального района».

В соответствии с распоряжением губернатора Ставропольского края от 13.11.2007 № 857-р «Об увеличении размеров месячных окладов государственных гражданских служащих Ставропольского края и надбавок с 01.12.2007 года» должностные оклады увеличены на 15 процентов. На основе указанного распоряжения принято решение совета Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от 24.12.2007 года № 45 «О повышении должностных окладов выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе муниципальных служащих Новоселицкого муниципального района». Размеры должностных окладов на 2009 год установлены в соответствии с приложением 2 к нормативам формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 15.10.2008 года № 163-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления Ставропольского края, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Ставропольском крае» с увеличением на 15 процентов согласно подпункту 1 пункта 2 вышеназванного норматива, в связи осуществлением полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, и не исключенных из их компетенций федеральными законами и законами Ставропольского края.

Министерство, не оспаривая тот факт, что служащие, которым произведено увеличение окладов, выполняли функции, переданные субъектом федерации администрации, указывает на выполнение этими же служащими и иных функций. Однако приведенные нормы права не содержат условий о том, что субвенция не может быть использована администрацией в случае, если служащие, осуществляющие переданные функции, частично выполняют и иные функции.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что увеличение должностных окладов осуществлено в соответствии с указанным законодательством, а расходы произведены по целевому назначению. Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу № А63-12105/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-12105/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 23 ноября 2012

Поиск в тексте