• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2012 г. Дело № А32-36798/2011

[Из материалов дела видно, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402023:8 право федеральной собственности не зарегистрировано. Это означает, что право муниципальной собственности на указанный участок возникло в силу положений Закона № 244-ФЗ. При этом совершения управлением в отношении спорного участка каких-либо дополнительных действий не требуется. С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении иска в отношении рассматриваемого земельного участка (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие истца - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьего лица - «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (ИНН 2309053241, ОГРН 1032304934265), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2012 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Мисник Н.Н.) по делу № А32-36798/2011, установил следующее.

Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании права муниципальной собственности на следующие земельные участки:

- с кадастровым номером 23:49:0402026:15 площадью 10 600 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, пер. Революции, 4;

- с кадастровым номером 23:49:0402009:144 площадью 359 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, д. 286а, № 40;

- с кадастровым номером 23:49:0402023:8 площадью 903 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Костромская.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена «Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Решением от 30.07.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012, в удовлетворении иска отказано. Суды установили, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402023:8 по ул. Костромской, 162/2 в Адлерском районе г. Сочи право федеральной собственности не зарегистрировано, следовательно, в силу прямого указания Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”» (далее - Закон № 244-ФЗ) он относится к муниципальной собственности. Поскольку решения управления в данном случае не требуется, основания для удовлетворения иска в этой части отсутствуют. На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402026:15 расположено здание, находящееся в федеральной собственности, в связи с чем названный участок не может быть передан в муниципальную собственность на основании норм Закона № 244-ФЗ. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:144 в силу требований Закона № 244-ФЗ подлежит передаче в муниципальную собственность. В то же время иск о признании права собственности на него является ненадлежащим способом защиты нарушенного права. Положениями данного Закона предусмотрена определенная процедура перехода права, до момента завершения которой право муниципальной собственности на земельный участок возникнуть не может. Отказ управления в принятии необходимого решения администрация не оспорила.

В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление как принятые с нарушением норм материального права, а также указывает на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам. По мнению истца, суды ошибочно истолковали нормы Закона № 244-ФЗ. Право собственности Российской Федерации на земельные участки зарегистрировано до вступления в силу Закона № 244-ФЗ и подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402026:15 и 23:49:0402009:144 (л. д. 11, 12).

Суды установили, что права на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402023:8 не зарегистрированы (л. д. 13).

Факт нахождения земельных участков в зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Администрация 06.05.2011 и 12.05.2011 обращалась в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с предложениями о передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную, ссылаясь на правила Закона № 244-ФЗ (л. д. 9, 10).

Поскольку решения о передаче в муниципальную собственность испрашиваемых участков не приняты, администрация предъявила в арбитражный суд иск о признании права муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.

В силу части 6 статьи 1 Закона № 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 1 Закона № 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям:

1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности;

2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

4) они предусматриваются федеральными законами.

Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402026:15 находятся как объекты муниципальной собственности (ясли-сад), так и федеральное имущество (манеж; л. д. 47), основания для передачи всего испрашиваемого участка в муниципальную собственность отсутствовали (часть 4 статьи 1 Закона № 244-ФЗ).

В соответствии с частью 11 статьи 1 Закона № 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 данной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу рассматриваемого Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1 Закона № 244-ФЗ.

Из материалов дела видно, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402023:8 право федеральной собственности не зарегистрировано. Это означает, что право муниципальной собственности на указанный участок возникло в силу положений Закона № 244-ФЗ. При этом совершения управлением в отношении спорного участка каких-либо дополнительных действий не требуется. С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении иска в отношении рассматриваемого земельного участка (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:144, расположенный по ул. Ленина, 286а, № 40 в Адлерском районе г. Сочи, зарегистрировано 09.06.2006г. Сведения о наличии предусмотренных частью 4 статьи 1 Закона № 244-ФЗ оснований для сохранения права федеральной собственности на данный участок в материалах дела отсутствуют.

Вместе с тем Закон № 244-ФЗ предусматривает определенную процедуру перехода права, до момента реализации которой право муниципальной собственности на земельные участки возникнуть не может. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии совокупности оснований, необходимых для удовлетворения иска о признании права собственности на объект недвижимости (земельный участок).

Бездействие управления может быть оспорено муниципальным образованием по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы администрации не влияют на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, поэтому не принимаются кассационным судом.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, представленным доказательствам дали оценку, изложенные в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу № А32-36798/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-36798/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 17 декабря 2012

Поиск в тексте