• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2000 года Дело N Ф09-205/2000АК

     [Коллегия посчитала, что в силу ст. 5 НК РФ, определяя размер пени, необходимо исходить из правил ст. 75 НК РФ, согласно которым пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе... рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Оренбургского областного Фонда ОМС и ООО "Оренбурггазпром" на решение от 01.10.99 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2000 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-153/99.

В судебном заседании приняли участие представители: истца: Журиленко Т.И., дов. от 16.09.99, Федорова А.В., дов. от 16.09.99; ответчика: Гизбрехт В.О., дов. от 05.01.2000.

Представителям сторон права и обязанности разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств от сторон не поступило.

ООО "Оренбурггазпром" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений Оренбургского областного Фонда ОМС от 24.04.98 N 248 и от 21.09.98 N 535 на сумму, соответственно, 18267997 руб. и 12103017 руб.

Решением от 01.10.99 Арбитражного суда Оренбургской области в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 10.01.2000 решение изменено.

Суд признал не подлежащими исполнению исковые поручения от 24.04.98 N 248 на сумму 14641397 руб. и от 21.09.98 N 535 на сумму 10891707 руб. В остальной части иска отказано.

Истец - ООО "Оренбурггазпром", с решением и постановлением не согласен, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Оспаривая решение и постановление, истец ссылается на нарушение судом норм процессуального права (ст.ст. 124, 125 АПК РФ) и неправильное применение норм материального права (ст.ст. 5, 75 НК РФ). При этом истец полагает, что суд не исследовал вопрос наличия (отсутствия) недоимки по страховым взносам и определил подлежащую взысканию сумму пени в размере, превышающем сумму сбора.

Ответчик - Оренбургский областной Фонд ОМС, не согласившись с постановлением, просит его отменить, мотивируя это тем, что суд неправильно применил Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 г.", постановление Правительства РФ от 09.06.98 N 576 "О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней". Ответчик считает, что при определении размера пени, подлежащей взысканию во внебюджетный Фонд ОМС, суду следовало руководствоваться правовыми актами, имеющими специальный характер, в частности, Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Федеральным законом "О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 1999 г.".

Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 162, 171, 174 АПК РФ.

Арбитражным судом установлено, что Филиалом Оренбургского областного Фонда ОМС по актам камеральных проверок от 27.01.98, от 13.04.98, от 20.07.98 предприятию "Оренбурггазпром" РАО "Газпром" (ныне ООО "Оренбурггазпром") в связи с просрочкой уплаты сумм страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.10.97 по 15.07.98 была начислена пеня в размере 1 процента за каждый день просрочки.

На основании вышеуказанных актов в Оренбургский филиал Газпромбанка были выставлены инкассовые поручения от 24.04.98 N 248 и от 21.09.98 N 535 на списание с расчетного счета истца, соответственно, 18267997 руб. и 12103017 руб., составляющих вышеуказанную пеню.

Данные поручения письмами от 25.05.99 и от 07.06.99 были отозваны из банка и переданы в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из правомерности начисления ответчиком пени по ставке, установленной специальными актами законодательства, регламентирующими уплату страховых взносов во внебюджетный Фонд обязательного медицинского страхования.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с данной позицией, пришел к выводу о необходимости определения размера подлежащей взысканию пени по ставке, предусмотренной Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 г.".

Суд кассационной инстанции полагает, что вышеуказанные выводы судов сделаны без учета следующих положений действующего законодательства.

Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.

Согласно п. 7 ст. 9, ст. 34.1, п. 2 ст. 82 Налогового кодекса РФ (в редакции упомянутого Закона) его положения распространяются на отношения с участием внебюджетных фондов.

Таким образом, в силу п. 3 ст. 5 НК РФ, определяя размер пени, необходимо исходить из правил ст. 75 НК РФ, согласно которым пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В связи с изложенным и учитывая наличие недоимки по страховым взносам, числящейся за истцом в период с 01.10.97 по 15.07.98, оспариваемые инкассовые поручения ответчика следует признать не подлежащими исполнению в части сумм пеней, исчисленных от неуплаченных сумм сборов в данном периоде по ставке превышающей 1/300 действующей в этой время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Доводы истца, касающиеся фактического отсутствия недоимки по страховым взносам в 1 кв. 1999 г., отклоняются, т.к. материалами дела подтверждается ее наличие в период с 01.10.97 по 15.07.98, а ее последующее погашение на вопрос о начислении пеней за данный период и их взыскании какого-либо влияния иметь не может в силу ст. 75 НК РФ.

Ссылка истца на то, что взимание пеней за просрочку уплаты налога во всех случаях производится в пределах неуплаченной суммы налога (сбора) также отклоняется, поскольку данное ограничение в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" (в ред. ФЗ от 09.07.99 N 155-ФЗ) действовало до 15.08.99.

Ссылки ответчика на неправильное применение судом норм материального права кассационной инстанцией отклоняются в связи с тем, что не учитывают положений Налогового кодекса РФ.

Арбитражный суд, распределяя судебные расходы, исходил из того, что истцом были заявлены два неимущественных требования. Между тем согласно ст. 92 АПК РФ по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, цена иска определяется, исходя из оспариваемой суммы.

Таким образом, при распределении судебных расходов суду следовало руководствоваться вышеуказанным положением Кодекса и определить подлежащую взысканию госпошлину с учетом суммы инкассовых поручений.

Поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений в части сумм пеней, исчисленных от неуплаченных сумм сборов по ставке, превышающей 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с истца подлежит взысканию госпошлина по иску в сумме 26785 руб. 50 коп., по апелляционной жалобе в сумме 13392 руб. 75 коп. и по кассационной жалобе в сумме 13392 руб. 75 коп.

При таких обстоятельствах решение и постановление Арбитражного суда Оренбургской области подлежат отмене.

Руководствуясь ст.ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 01.10.99 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2000 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-153/99 отменить.

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 24.04.98 N 248 и от 21.09.98 N 535 в сумме, превышающей одну трехсотую действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В остальной части иска отказать.

Поворот исполнения решения и постановления в части взыскания госпошлины произвести Арбитражному суду Оренбургской области при представлении доказательств его исполнения.

Взыскать с ООО "Оренбурггазпром" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 26785 руб. 50 коп., по апелляционной жалобе в сумме 13392 руб. 75 коп., по кассационной жалобе в сумме 13392 руб. 75 коп.

     Председательствующий
...

 Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф09-205/2000АК
А47-153/99
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 23 марта 2000

Поиск в тексте