ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 1999 года Дело N А23-67/12-99А


[Суд правомерно уменьшил неуплаченную сумму пеней в государственный фонд занятости населения РФ, образовавшуюся по состоянию на 01.04.98 в 5 раз]

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего Никифорова В.К., судей Орешиной Н.М., Маргеловой Л.М., при участии в заседании: от истца: Терешковой 0.А. - главного специалиста (доверенность от 17.03.99 постоянная); от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области в лице Калужского городского отдела (Модельного центра), г.Калуга, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 11 июня 1999 года (судьи Бегунова Г.Т., Егорова В.Н., Пивнева А.А.) по делу N А23-67/12-99А, установил:

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области в лице Калужского городского отдела (Модельного центра) обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Заводу "ЖБИ", г.Калуга о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 69 тыс. 195 руб. 85 коп., пени за просрочку платежа в сумме 124 тыс. 744 руб. 57 коп., а всего - 193 тыс. 941 руб. 42 коп.

Решением суда от 12.04.99 исковые требования удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 11 июня 1999 года решение суда в части взыскания пеней изменено: суд уменьшил размер пеней с учетом постановления Правительства РФ от 09.06.98 N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней".

В кассационной жалобе Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области в лице Калужского городского отдела (Модельного центра) просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда.

Заявитель полагает, что взносы в государственные внебюджетные фонды, а также в государственный фонд занятости населения не относятся к налогам и сборам, а поэтому положения вышеназванного постановления N 576 на задолженности по страховым взносам не распространяются.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, ответчик с октября 1996 года не производил отчислений в фонд занятости населения, в связи с чем сумма задолженности по страховым взносам составила 69 тыс. 196 руб. 85 коп.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" государственный фонд занятости населения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей путем ежемесячного отчисления этих взносов до 15 числа следующих за отчетным.

Пунктом 10 Положения о государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.93 N 5132-1, предусмотрено, что к плательщикам страховых взносов в фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Пени ответчику начислены, исходя из ставки 0,3% по 31.03.98 и 0,1% за каждый день просрочки с 01.04.98, а всего - на общую сумму 193 тыс. 941руб. 42 коп.

Согласно ст.24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" за несвоевременную оплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшаяся по состоянию на дату вступления в силу указанного федерального закона по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляют органы Государственной налоговой службы Российской Федерации, пересчитывается, исходя из ставки в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст.24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" было принято постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.98 N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней".

В соответствии с порядком пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Российской Федерации, утвержденный указанным постановлением Правительства Российской Федерации, образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 года задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам пересчитывается путем уменьшения уплаченной суммы пеней в 5 раз.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в государственный фонд занятости населения Российской Федерации" на федеральную налоговую службу России возложены функции контроля за поступлением страховых взносов в государственный фонд занятости населения РФ применительно к действующему порядку осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.

С учетом изложенного суд правомерно уменьшил неуплаченную сумму пеней, образовавшуюся по состоянию на 01.04.98 в 5 раз.

Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что с 1 января 1999 года Закон РФ от 27.12.91 N 2118-I, за исключением отдельных статей, утратил силу. В настоящее время порядок осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в части правильного исчисления и своевременности внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

С 1 января 1999 года к плательщикам страховых взносов в фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются меры ответственности, предусмотренные разделом VI Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер пени, которую надлежит взыскать с ответчика по судебному акту, ниже суммы пени, которая может быть применена по ст.75 НК РФ. Размер пени в данном случае определен с учетом положений ч.2 ст.5 НК РФ.

Судом правильно применены нормы материального и процессуального права.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ст.175 и ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 11 июня 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
В.К.Никифоров

Судьи
Н.М.Орешина
Л.М.Маргелова

Текст документа сверен по:

официальная рассылка