• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2001 года Дело N А09-8487/2000-13
   

     [Суд мотивировал удовлетворение иска тем, что выводы инспекции о включении в налогооблагаемую базу доходов, полученных отделом вневедомственной охраны от основной деятельности, являются неправомерными, так как осуществляемая истцом деятельность не является предпринимательской и доходы, полученные от этого вида деятельности, не подлежат налогообложению]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе...при участии в заседании от истца Яшковой Н.В.-ю/к (дов. б/н от 01.02.2001 пост.), Дубовикова В.М.-зам.нач. ОВО ОВД (удост.БРН N 11949 от 25.08.99), Александровой Г.А.- гл.бухгал. (дов. N 280 от 02.04.2001 пост.), от ответчика Кондауровой Т.Н - ю/к (дов. N 9-08/925 от 02.04.2001 пост.), рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Володарскому району г.Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2001 по делу N А09-8487/2000-13, установил:

Отдел вневедомственной охраны при Володарском РОВД г.Брянска обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к инспекции МНС РФ по Володарскому району г.Брянска о признании недействительным ее решения N 617 от 29.11.2000 о доначислении налога на прибыль, дополнительного платежа по налогу на прибыль, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилфонда, целевого сбора на содержание милиции, сбора за уборку территории, пени по указанным налогам и применении штрафа по п.1 ст.122 НК РФ, всего в общей сумме 508145 руб.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2001 исковые требования удовлетворены.

Апелляционная жалоба не подавалась.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить принятое по делу решение и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права.

Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Удовлетворяя иск налогоплательщика, суд мотивировал тем, что выводы инспекции о включении в налогооблагаемую базу доходов, полученных отделом вневедомственной охраны от основной деятельности, являются неправомерными, так как вневедомственная охрана входит в состав органов внутренних дел, относится к числу государственных структур, обеспечивающих защиту имущественных интересов собственников, а поэтому осуществляемая истцом деятельность не является предпринимательской и доходы, полученные от этого вида деятельности, не подлежат налогообложению.

Судом не учтено следующее.

До введения в действие части второй Налогового кодекса налогообложение доходов юридических лиц производится в соответствии с законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, которые действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом налогообложения в соответствии со ст.2 указанного Закона является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ,услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Порядок обложения прибыли для некоммерческих организаций предусмотрен п.10 ст.2 указанного Закона, в соответствии с которым некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от этой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Статьей 39 Налогового кодекса РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Согласно п.7 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589, отделения вневедомственной охраны являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках. Основной задачей подразделений вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров, заключенных с гражданами и юридическими лицами (п.2 Положения).

В соответствии с п.11 вышеназванного Положения средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ.

Таким образом, средства, полученные отделами вневедомственной охраны при органах внутренних дел за оказанные услуги по охране имущества собственников в соответствии с заключенными договорами, являются выручкой от реализации продукции (работ,услуг).

Поскольку средства, полученные отделами вневедомственной охраны, являются доходами от предпринимательской деятельности, они подлежат обложению налогом на прибыль с суммы превышения доходов над расходами, как это предусмотрено в отношении некоммерческих организаций п.10 ст.2 упомянутого Закона. Аналогичный подход к исчислению налога на прибыль изложен в письмах МНС РФ от 07.06.2000 N БГ-6-02/435а, от 09.12.2000 N ШС-1-01/2404.

Какой порядок применен инспекцией МНС РФ по Володарскому району г.Брянска при определении налогооблагаемой базы и исчислении налога на прибыль за 1999г., 1 полугодие 2000 г. установить не представилось возможным из-за отсутствия в деле акта проверки, приложений к нему.

В этой связи суду при новом рассмотрении дела необходимо установить эти обстоятельства дела и применить закон, подлежащий применению.

Учитывая ст.39 Налогового кодекса РФ, а также то, что Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автодорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, следует признать, что с 01.01.99 средства, получаемые отделом вневедомственной охраны от выполнения услуг по охране объектов, являются выручкой от реализации продукции и облагаются налогом на пользователей автодорог.

Что касается местных налогов, то суду необходимо руководствоваться в этом вопросе Положениями "О порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов", действующими в проверяемый период, и приобщить их к материалам дела.

Принимая во внимание, что по указанным налогам арбитражный суд не исследовал правовую и фактическую сторону дела, есть все основания для отмены принятого решения и направления дела на повторное судебное рассмотрение.

В материалах дела имеются письма МНС РФ от 16.06.99 N 023-09/32 , от 25.05.98 N СШ-6-07/300, председателя Брянского городского Совета народных депутатов А.Д.Блакитного от 02.09.98 N 1055, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, других местных налогов. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в соответствии с п.3 ч.1 ст.111 Налогового кодекса РФ признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, что согласно п.2 ст.109 Налогового кодекса РФ является обстоятельством исключающим привлечение лица к налоговой ответственности и это необходимо суду учесть при рассмотрении спора о применении налоговых санкций.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.175, ч.1-2 ст.176, ст.177 АПК РФ, постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2001 по делу N А09-8487/2000-13 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А09-8487/2000-13
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 03 апреля 2001

Поиск в тексте