• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 1999 года Дело N А09-4638/98-11

[В соответствии со ст.12 ГК РФ арбитражный суд вправе дать оценку актам государственного органа и органа местного самоуправления независимо от того, предъявлялись ли требования о признании актов недействительными; отчуждение спорного муниципального имущества произведено ответчиком без решения Городского Совета]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе...при участии в заседании: от истца - Гурзо В.В. - конкурсного управляющего; от ответчика - Можеевой Е.И. - пост.дов. N 1/21-356 от 27.04.99; Щербака С.И. - дов. N 94 от 22.01.99; Стрегелевой А.Г. - дов. N 18 от 10.08.99, не явился; Шереметьева Д.А. - дов. от 16.12.99, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации г.Брянска , Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Брянска, на решение от 18.05.99 и постановление от 10.11.99 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-4638/98-11, установил:

Государственное предприятие "Торгово-коммерческий центр "Бахус" (ГП ЖКЦ "Бахус"), г.Брянск, в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации г.Брянска о признании недействительным договора от 14.07.97 о передаче в муниципальную собственность г.Брянска зданий четырех магазинов.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-ьих лиц ОАО "Джин", г.Брянск, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Брянска и Комитет по управлению государственным имуществом Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.01.99 иск удовлетворен. Суд признал недействительным договор от 14.07.97 о передаче в муниципальную собственность г.Брянска помещений магазинов, расположенных по ул. Ст.Димитрова, 63; по пер.Кирпичному, 4; по ул.Кр.Маяк, 27; по ул.Тельмана 72-а.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 10.11.99 вышеуказанное решение изменено, применены последствия недействительности сделки. Суд обязал Администрацию г.Брянска в 10-ти дневный срок возвратить ГП ТКЦ "Бахус" четыре магазина.

В кассационной жалобе Администрация г.Брянска просит отменить постановление суда, полагая необоснованным применение последствий недействительности сделки. При этом заявитель жалобы ссылается на оставленный без внимания судами первой и второй инстанций факт незаконного изъятия в 1994 году четырех спорных магазинов из муниципальной собственности и передачи их в областную собственность.

В кассационной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Брянска помимо доводов, изложенных в кассационной жалобе Администрации г.Брянска, ссылается на необоснованное признание судом второй инстанции решения Малого Совета Брянского Городского Совета народных депутатов N 168 от 19.01.98 не имеющим юридической силы.

В кассационной инстанции заявители жалоб поддержали свои доводы.

Представители ГП ТКЦ "Бахус", ОАО "Джин" просили оставить оспариваемое постановление без изменения.

Комитет по управлению госимуществом Брянской области надлежаще уведомлен о дне рассмотрения дела, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав явившихся представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости состоявшиеся судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию суда по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Комитета по управлению государственным имуществом Брянской области от 31.08.94 N 371 на базе структурного подразделения АО "Брянскспиртпром" было создано ГП "ТКЦ "Бахус", которое 05.09.94 зарегистрировано администрацией г.Брянска в качестве предприятия, относящегося к государственной собственности области.

Постановлением администрации г.Брянска 31.08.94 N 2136 в областную собственность были переданы муниципальные предприятия вместе с занимаемыми ими нежилыми помещениями - магазины N 53 (ул.Ст.Димитрова, 63), N 45 (пер.Кирпичный, 4), N 24 (ул.Кр.Маяк, 27), N 33 (ул.Ростовская, 6). Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Брянской области от 09.09.94 N 378 помещения и имущество указанных магазинов было передано безвозмездно на баланс ГП ТКЦ "Бахус". Кроме того, постановлением администрации г.Брянска от 30.12.94 N 2743 на баланс ГП ТКЦ "Бахус" были переданы помещения трех приемных пунктов по приему стеклотары, в том числе от магазина N 2 (ул. Тельмана, 22).

26.10.94 Комитет по управлению государственным имуществом Брянской области принял постановление N 412 о приватизации ГП ТКЦ "Бахус" путем его преобразования в акционерное общество открытого типа с закреплением в государственной собственности на срок один год 25,5 % акций. Постановлением Комитета от 27.12.94 N 450 учреждено АООТ "Бахус".

14.07.97 между Администрацией г.Брянска, АООТ "Бахус" и ОАО "Джин" был заключен договор, в силу которого АООТ "Бахус" передал свои магазины N 6 (бывший муниципальный магазин N 24 по ул.Красный Маяк, 27), N 4 (бывший муниципальный магазин N 45 по пер.Кирпичному, 4), N 3 (бывший муниципальный магазин N 53 по пер.Ст.Димитрова, 63) и N 2 (бывший приемный пункт стеклотары по ул.Тельмана, 22) в муниципальную собственность г.Брянска безвозмездно. А администрация г.Брянска передала указанные магазины ОАО "Джин" во временное пользование.

Ссылаясь на то, что договор от 14.07.97 является ничтожной сделкой, так как имущество АООТ "Бахус", у которого еще не было продано ни одной акции, передано в муниципальную собственность без согласия Комитета по управлению государственным имуществом области, а также на то, что предприятие не вправе отчуждать имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения, так как данные действия противоречат уставным задачям предприятия, ГП ТКЦ "Бахус" обратилось с вышеуказанным иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции согласился с такими доводами истца как отчуждение имущества без согласия собственника и незаконное лишение своего предприятия права на выполнение уставной деятельности. Однако, суд не применил последствия недействительности сделки, ссылаясь на постановление администрации Брянской области от 05.01.98 N 2 о передаче спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность и на решение Малого Совета Брянского городского Совета народных депутатов от 19.01.98 N 165 о принятии этих объектов в муниципальную собственность.

Изменяя решение суда и применяя последствия недействительности сделки, апелляционная инстанция сослалась на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.99 по делу N А09-1835/99-16, которым постановление Администрации Брянской области от 05.01.98 N 2 признано недействительным. Суд второй инстанции признал не имеющим юридической силы решение Малого Совета от 19.01.98 N 168, как производное от вышеуказанного постановления Администрации области.

Однако кассационная инстанция не может согласиться с выводами суда обеих инстанций.

Как указано в договоре от 14.07.97 о передаче недвижимого имущества четыре магазина передаются в муниципальную собственность по той причине, что данные торговые объекты в 1994 году были переданы в областную собственность с нарушением законодательства и безвозмездно. То есть фактически данный договор является не договором о безвозмездной передаче имущества, а договором о возврате незаконно переданного ранее из муниципальной собственности в областную имущества.

Об этом же свидетельствует и постановление Комитета по управлению госимуществом Брянской области от 02.10.97 N 53 "Об устранении нарушений законодательства, допущенных при создании государственного предприятия "Торгово-коммерческий центр "Бахус" и его приватизации", в котором наряду с распоряжениями, касающимися аннулирования приватизации АООТ "Бахус", в п.7 указано "подготовить документы, необходимые для возврата в муниципальную собственность магазинов, ранее переданных администрацией г.Брянска в областную собственность на баланс ГП ТКЦ "Бахус" (л.д.87-89).

Поэтому суду следовало дать оценку актам администрации г.Брянска от 31.08.94 N 2136, Комитета по управлению госимуществом Брянской области от 09.09.94 N 378, сделке по передаче муниципальных предприятий с принадлежащим им имуществом из муниципальной собственности в областную, а затем на баланс ГП ТКЦ "Бахус" с точки зрения соответствия их требованиям действовавшего законодательства.

Необходимо выяснить, являлись ли муниципальные предприятия - спорные магазины юридическими лицами на момент передачи их на баланс истца. Каким образом они вошли в состав ГП ТКЦ "Бахус". Как было изъято у них имущество.

Согласно ст.12 ГК РФ арбитражный суд вправе дать оценку актам государственного органа и органа местного самоуправления независимо от того предъявлялись ли требования о признании актов недействительными.

Кроме того, статьей 68 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" предусмотрено, что городская администрация управляет муниципальной собственностью города, вносит предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности.

Отчуждение спорного муниципального имущества произведено администирацией г.Брянска без решения Городского Совета.

Суд не исследовал вопрос о праве администрации г.Брянска на 30.12.94 отчуждать объекты муниципальной собственности.

Кроме того, судом первой и апелляционной инстанций необоснованно взыскана госпошлина с Администрации г.Брянска. В силу п.13 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, кассационная инстанция приходит к выводу о необходимости решение от 27.01.99 и постановление от 10.11.99 отменить, а дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.

Руководствуясь ст.ст.175 п.3, 176 ч.1, 177 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 27.01.99 и постановление от 10.11.99 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-4638/98-11 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А09-4638/98-11
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 21 января 1999

Поиск в тексте