АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2008 года Дело N А56-44740/2007



Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ульяновой М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: ООО "Брокар СПб"

заинтересованное лицо (ответчик): Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге

об оспаривании постановления от 10.10.2007 N 40-07/1006 при участии

- от заявителя: Безродная А.В., доверенность от 03.09.2007

- от заинтересованного лица (ответчика): Юркова Т.С., доверенность от 09.01.2008 установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Брокар СПб" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление Росфиннадзора, ответчик) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 10.10.2007 N 40-07/1006, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик против заявленных требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге была проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки было установлено, что Общество заключило трудовой контракт б/н от 21.06.2006 с гражданином Армении Акопяном Ашотом и 26.02.2007 осуществило выплату ему заработной платы в наличной валюте Российской Федерации в сумме 3000 руб. по платежной ведомости 0027.

В результате проверки Управлением Росфиннадзора был сделан вывод о том, что Обществом в нарушение требований части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществлена незаконная валютная операция, выразившаяся в выплате нерезиденту наличных денежных средств в валюте РФ, что нашло отражение в акте от 14.09.2007 N 03-25/32.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола от 17.09.2007 N 40-07/1006 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола и материалов проверки Управление Росфиннадзора вынесло постановление от 10.10.2007 N 40-07/1006 о привлечении ООО «Брокар СПб» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере ѕ от суммы незаконной валютной операции, что составило 2250 руб.

Не согласившись с законностью вынесенного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется осуществление незаконных валютных операций.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям, в частности, относится использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Материалами дела подтверждается, что Обществом произведена выплата работнику - иностранному гражданину (гражданину Армении), являющемуся в силу пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентом, заработной платы в наличной валюте РФ.

Указанное обстоятельство не оспаривается Обществом.

Как следует из объяснений представителя Управления Росфиннадзора, данная операция относится к валютным операциям и в силу положений части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ может осуществляться только в виде безналичной формы через банковский счет в уполномоченном банке, что является обязательным для резидентов - юридических лиц при проведении расчетов по любым валютным операциям с нерезидентами.

Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 названного Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 01.07.2006, статья 8 - до 01.01.2007, пункты 3 - 6 статьи 11 - до 01.07.2006). Положения статей 7, 8, 11 и 14 не содержат ограничений по выплате заработной платы нерезидентам наличными денежными средствами в валюте РФ.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории РФ вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ. При этом валютное законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей нерезидентов - физических лиц обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе с целью получения заработной платы.

Кроме того, статьей 11 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии со статьей 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.

Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Поскольку работником - нерезидентом Общества заявлений с просьбой о выплате ему заработной платы через банковскую карточку не подавалось, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица-нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица-резидента, то выплата Обществом своему работнику заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ произведена через кассу организации, что соответствует нормам трудового законодательства и не противоречит положениям валютного законодательства.

Ссылка ответчика на статью 14 Закона N 173-ФЗ как обоснование нарушения ответчиком валютной операции не может быть принята во внимание, так как данная норма не содержит прямого указания на обязанность физических лиц - нерезидентов открывать расчетные счета в уполномоченных банках для получения заработной платы, а в силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.

Кроме этого, из анализа статьи 14 Закона N 173-ФЗ усматривается, что указанная норма регулирует правоотношения гражданско-правового характера, и не содержит элементов трудового регулирования.

В соответствии со статьями 1, 2 ГК РФ гражданским законодательством регулируется правовое положение участников гражданского оборота.

Трудовые правоотношения регулируются нормами трудового законодательства, целью которого является, в том числе, создание государством гарантий трудовых прав и свобод граждан (статья 37 Конституции РФ, статья 1 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ).

При таких обстоятельствах, к трудовым правоотношениям, в том числе условиям выплаты вознаграждения за труд, нормы валютного законодательства о порядке осуществления валютных операций не применимы, поскольку они регулируют иную сферу правоотношений.

Следовательно, и оплата за труд не может быть признана валютной операцией, а порядок выплаты вознаграждения за труд не может регулироваться валютным законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Управлением Росфиннадзора не представлено доказательств того, что работник-нерезидент был согласен на выплату Обществом заработной платы в безналичном порядке, а также наличия у него соответствующего банковского счета.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, административным органом не доказан факт осуществления Обществом незаконной валютной операции (несоблюдение формы расчета по выплате заработной платы нерезиденту) и не приведены доводы в доказательство вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая изложенное, у Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 10.10.2007 N 40-07/1006, вынесенное в отношении ООО "Брокар СПб".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья
Ульянова М.Н.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка