АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 марта 2008 года Дело N А56-30664/2007



Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 20 марта 2008 года.

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Савинова Е.В.,(

)при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: закрытое акционерное общество «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов»

ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга при участии в судебном заседании:

- от истца: Федосеенко Л.Л. (доверенность от 16.01.2008 N 01-10)

- от ответчика: не явился (извещен) у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов» (далее - ЗАО «ОЗМПБО». Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственности истца на объект размещения отходов - полигон твердых отходов N 3 «Новоселки», расположенный на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, поселок Левашово, Новоселки, площадь участка 834 956 кв.м, кадастровый номер 78:13404:1.

Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд, считая, что полигон твердых отходов N 3 «Новоселки» относится к объектам недвижимого имущества, предназначенный для размещения отходов. При этом истец указывает, что добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным спорным объектом в течение более пятнадцати лет.

Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 при разрешении споров, связанных с возникновением и прекращением права собственности, следует иметь в виду, что нормы статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда владение имуществом в течение длительного времени осуществлялось на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) или имущество было закреплено за его владельцем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как усматривается из материалов дела, Общество использовало земельный участок под размещение спорного объекта на условиях аренды земельного участка от 16.01.98 N 02-ЗД-03431.

До заключения указанного договора правопредшественник истца использовал государственное имущество также на условиях аренды на основании договора от 06.09.91 N 152.. При этом данный договор заключен сроком действия по 01.09.96.

Кроме того. Договор аренды земельного участка от 16.01.98 N 02-ЗД-03431 расторгнут решением суда от 22.03.2207 по делу N А56-20862/2006 в связи с нарушением арендатором условий договора.

Таким образом, суд находит несостоятельным довод истца о возникновении у него права собственности на полигон в силу приобретательной давности, а также добросовестности владения спорным объектом.

Помимо этого, истец не доказал, полигон является объектом недвижимости - сооружением.

Согласно пункту 3.5 Санитарных правил «Гигиеническое требования к устройству и содержанию для полигонов твердых бытовых отходов» (СП 2.1.7 1038-1) полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование твердых бытовых отходов, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.

В соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.96, полигоны - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования твердых бытовых отходов, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации. Основное сооружение полигона - участок складирования твердых бытовых отходов (пункты 1.10, 1.12).

Из содержания и смысла положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и указанных санитарных норм санитарных следует, что полигон твердых отходов как комплексный (сложный) объект состоит из нескольких частей, включающих как земельный участок, предназначенный для складирования отходов, так и инженерные сооружения, хозяйственно-бытовые постройки.

Однако спорный объект не является комплексным объектом.

Что касается земельного участка, используемого под полигон, то он находится в государственной собственности и использовался Обществом на основании договора аренды земельного участка от 16.01.98 N 02-ЗД-03431, заключенного с КУГИ (договор прекратил свое действие по истечении срока 01.09.97), а в настоящее время находится в аренде у Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» на основании договора аренды от 31.08.2007 N 02/ЗК-06751 от 31.08.2007, также заключенного с КУГИ.

Согласно представленным истцом документам изначально ему предоставлялся именно земельный участок для использования под усовершенствованную свалку, но не комплекс объектов (сооружений), используемых в качестве полигона твердых бытовых отходов.

Отдельные объекты, расположенные на арендованном участке, а именно два здания, числящиеся по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Левашово, Новоселки, 18, литеры А и Б, закреплены за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения распоряжением КУГИ от 22.11.2005 N 1673-рк.

Таким образом, спорный объект не является единым объектом - сооружением. Земельный участок и расположенные на нем строения рассматриваются их собственником как самостоятельные объекты недвижимости и используются третьим лицом по различным правовым основаниям.

В соответствии со статьей Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним» в отношении каждого объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, должна быть осуществлена процедура технического и кадастрового учета с присвоением кадастрового номера, который индивидуализирует объект среди множества иных и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

Наличие кадастрового номера является необходимой юридической характеристикой и условием государственной регистрации права на объект недвижимости.

Доказательств того, что полигон твердых бытовых отходов-3 сформирован органами, осуществляющими технический и кадастровый учет, в качестве самостоятельного объекта недвижимости - сооружения - истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ЗАО «ОЗМПБО».

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области р е ш и л: В удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
Савинова Е.В.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка