АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2008 года Дело N А56-6084/2008



Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Александровой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барановой С.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: ОАО «Завод «Магнетон»,

заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, о признании недействительным предписания от 06.02.2008 N 16/100, при участии

от заявителя - Гаврикова М.Ю. (доверенность от 07.08.2007 N 30-8/117);

от заинтересованного лица - Шахназарова А.С. (доверенность от 05.02.2008 N 9); установил:

Открытое акционерное общество «Завод «Магнетон» (далее - ОАО «Завод «Магнетон», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР) от 06.02.2008 N 16/100.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования. Представитель РО ФСФР возражал против их удовлетворения, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, 03.12.2007 акционеры ОАО «Завод «Магнетон» Климанова Л.А. и Климанов А.Ю обратились в общество с требованием о предоставлении копий следующих документов:

- договора с реестродержаталем, осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО «Завод «Магнетон»;

- договоров с реестродержателем об оказании трансфер-агентских услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО «Завод «Магнетон»;

- договора об оказании аудиторских услуг за 2006 год.

Письмом от 13.12.2007 N 30-8/243 общество отказало акционерам в предоставлении копий указанных документов, ссылаясь на отсутствие обязанности по предоставлению таких документов в соответствии с положениями Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Закон N 208-ФЗ).

Полагая, что в удовлетворении их требования отказано незаконно, акционеры обратились в РО ФСФР с заявлением о принятии мер по факту неправомерного отказа в предоставлении документов о деятельности общества.

Предписанием от 06.02.2008 N 16/100 РО ФСФР обязало общество в 7-дневный срок обеспечить предоставление акционерам Климановой Л.А. и Климанову А.Ю. в соответствии с требованием пункта 2 статьи 91 Закона N 208-ФЗ копий документов, указанных ими в обращении от 03.12.2007.

Считая названное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Согласно пункту 2.1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, которым является РО ФСФР, контролирует соблюдение эмитентами требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также решений Федеральной службы и территориального органа.

В соответствии с пунктом 2.2.3 названного Типового положения территориальный орган имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.

В пункте 2.1.7. Типового положения также предусмотрено, что территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам выдает предписания профессиональным участникам рынка ценных бумаг, эмитентам, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием, специализированным депозитариям ипотечного покрытия, жилищным накопительным кооперативам и бюро кредитных историй.

Таким образом, выявив нарушение требований действующего законодательства в деятельности общества и направив в связи с этим заявителю оспариваемое предписание, РО ФСФР действовало в пределах полномочий, предоставленных территориальным органам Федеральной службы по финансовым рынкам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона N 208-ФЗ обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 названного закона.

В пункте 1 статьи 89 Закона N 208-ФЗ определен перечень документов, которые обязано хранить общество. При этом согласно названной норме помимо документов, указанных в данном перечне, общество обязано хранить иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, установленный в пункте 1 статьи 89 Закона N 208-ФЗ перечень документов, которые обязано хранить общество и к которым должен быть обеспечен доступ акционерам согласно пункту 1 статьи 91 Закона N 208-ФЗ, не является исчерпывающим.

Согласно пункту 2.1.20 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс, акционерное общество обязано хранить, в том числе, и иные документы в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Федеральной архивной службой России 06.10.2000 (далее - Перечень).

Из постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.1998 N 1562 следует, что на момент утверждения Перечня федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда Российской Федерации являлась Федеральная архивная служба России (Росархив). К компетенции Росархива были отнесены разработка и утверждение обязательных для исполнения нормативно-методические документов по архивному делу и организации документов в делопроизводстве, а также утверждение типовых перечней документов, подлежащих передаче на постоянное хранение, и типовых перечней с указанием сроков хранения документов (подпункт 10 пункта 6 и подпункт 5 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.1998 N 1562).

В соответствии с частью 1 статьи 17 и частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, утвержденных специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, Росархивом, являющимся специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвержден Перечень, указанные в котором документы подлежат обязательному хранению организациями на основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, доводы заявителя о необоснованном применении РО ФСФР положений Перечня при определении документов, которые обязано хранить общество, являются несостоятельными.

В указанном Перечне перечислены, помимо иных документов, контракты, договоры и соглашения.

Таким образом, договоры, о предоставлении которых ходатайствовали акционеры, по смыслу пункта 1 статьи 89 Закона N 208-ФЗ относятся к иным документам, которые акционерное общество обязано хранить, а, следовательно, в соответствии со статьей 91 названного Закона акционерное общество обязано обеспечить к ним доступ акционеров.

При таких обстоятельствах РО ФСФР правомерно обязало общество предоставить акционерам указанные документы.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Завод «Магнетон» о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 06.02.2008 N 16/100 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Е.Н.Александрова



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка