АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 02 апреля 2008 года Дело N А56-7233/2008



Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Грановой Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Грановой Е.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО "Хенкель-ЭРА"

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области об оспаривании постановления при участии

от заявителя: Козырев А.А дов. N 01-249 от 11.03.08г. от заинтересованного лица: Алиева Г.М. дов. б/н от 18.12.07г. установил:

Открытое акционерное общество «Хенкель-ЭРА» (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (далее - Управление) от 01.02.2008 о привлечении к административной ответственности N41-08/15 (10210000/20/2008). В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, полагая, что в действиях Заявителя отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения. Обществом соблюдены все необходимые требования. Управление требования Общества отклонило, полагая постановление законным и обоснованным. Заслушав мнение представителей сторон, исследовав представленные документы, суд установил следующие обстоятельства:

Как следует из материалов дела, должностными лицами Санкт-Петербургской таможни проведена проверка деятельности ОАО «Хенкель-ЭРА» в части, касающейся исполнения требований валютного и таможенного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что общество (продавец) заключило договор N К08 от 01.01.2007 с нерезидентом ООО «Торговый Посад» (Беларусь) на поставку товара. Для осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки оформлен паспорт сделки 07010005/2557/0001/1/0 от 18.01.2007 в филиале ЗАО КБ «Ситибанк» в г. Санкт-Петербурге. . Согласно условиям контракта товар поставлялся на условиях FCA г.Тосно (Инкотермс 2000). Общая сумма контракта составляет 134 417 343 рублей. Платеж за поставляемый товар производится на счет Продавца в течение 30 дней с даты таможенного оформления на основании счета-фактуры.

В ходе проверки, проведенной Санкт-петербургской таможней, установлено, что ОАО «Хенкель-ЭРА» в режиме экспорта оформлен товар по грузовой таможенной декларации N 10210020/240707/0006309 на сумму 1 142 936,64 рублей. В ходе проверки соблюдения Обществом валютного законодательства было установлено, что справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк за пределами срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение N 258-П). Справку о подтверждающих документах Общество представило в банк только 20.08.2007, хотя, по мнению Территориального управления, должно было представить не позднее 15.08.2007.

По результатам проверки в отношении общества 11.01.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-20/2008 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Материалы указанного дела направлены на рассмотрение в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области. 01.02.2008 Территориальным управлением вынесено Постановление N 41-08/15 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и назначении административного наказания Обществу в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей. При указанных обстоятельствах административный орган признал ОАО «Хенкель-ЭРА» виновным в нарушении срока предоставления в уполномоченный банк подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций

Заявитель не согласился с указанным постановлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего:

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N173-ФЗ). При этом в силу части 4 статьи 5 этого Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N173-ФЗ предусмотрено, что Центральным банком России устанавливается также порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N258-П и Инструкции Центрального банка России от 15.06.04 N117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортом сделки». Согласно пункту 2.1 названного Положения, принятого в соответствии с Законом N173-ФЗ, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном этим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (подтверждающие документы).

Пунктом 2.2 Положения N258-П предусмотрено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения N258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

По смыслу названных норм следует различать подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N258-П и Инструкцией N117-И для резидентов установлен только порядок представления в банк ПС документов и информации, связанных с проведением валютных операций. Напротив, формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки из представления Центральным банком России до настоящего времени не установлены. Поскольку справка о подтверждающих документах не отнесена нормами действующего в спорный период законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение Обществом порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах следует признать, что у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока и порядка, установленных пунктами 2.2 и 2.4 Положения N258-П, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для принятия судом решения о признании незаконными и об отмене оспариваемого постановлений административного органа.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Удовлетворить заявленное ОАО «Хенкель-ЭРА» требование. Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области от 01.02.2008 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N41-08/15. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в 10 дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Гранова Е.А.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка