АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2008 года Дело N А56-15640/2008



Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 21 июля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Томпаковой Г.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азаровой А.О. рассмотрев в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов к МУП "Бокситогорский автотранспорт", Индивидуальному предпринимателю Петрову Владимиру Николаевичу

третье лицо: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным договора, при участии

- от истца: Лобанев Е.В. (удостоверение N 177017)

- от ответчиков: не яв.

- от третьего лица: петров Д.Ю. (доверенность от 06.09.2007) установил:

Заместитель прокурора Ленинградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный Суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Бокситогорский автотранспорт» (далее - МУП «Бокситогорскавтотранспорт») и Индивидуальному предпринимателю Петрову Владимиру Николаевичу (далее - предприниматель) о признании недействительным договора N 185 на вывоз мусора (твердых бытовых отходов) от 01.01.2008, заключенного между МУП «Бокситогорскавтотранспорт» и индивидуальным предпринимателем Петровым В.Н. (далее - Договор).

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Истец полагает, что заключенный между МУП «Бокситогорскавтотранспорт» и индивидуальным предпринимателем Петровым В.Н. не соответствует требованиям федерального законодательства и в соответствии со статьями 167, 173 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должен быть признан недействительным.

Представители МУП «Бокситогорскавтотранспорт» и предпринимателя , надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление. Дело рассматривается в его отсутствие на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Определением от 04.06.2008 стороны были извещены, что при наличии условий, указанных в п. 1 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, 14.07.2008 подготовка дела к судебному разбирательству будет завершена, и дело будет рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. Возражений не поступило, суд признал дело подготовленным, определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству, и рассмотрел дело в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Как следует из материалов дела 01.11.2006 г. между МУП «Бокситогорскавтотранспорт» и предпринимателем был заключен договор N 185 на вывоз мусора (твердых бытовых отходов), согласно которому предприниматель поручает, а МУП «Бокситогорскавтотранспорт» принимает на себя обязательства по вывозу и/или размещению мусора (твердых бытовых отходов) на полигоне твердых бытовых отходов.

Согласно ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. N 786 твердые бытовые (коммунальные) отходы отнесены к 4-5 классу опасности:

-мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая

крупногабаритный) - код отходов - 91200400 01 00 4;

-мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный - код отходов -

91200500 01 00 5.

Таким образом, твердые бытовые отходы являются опасными отходами.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, собирающее, транспортирующее и размещающее опасные отходы, в силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязано иметь лицензию на осуществление данной деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. N 524 лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в соответствии с Перечнем Федеральных органов власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45, специальным уполномоченным органом, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории РФ является Федеральная служба Ростехнадзор. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области функции по лицензированию данной деятельности осуществляет Межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Согласно письму МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 24.04.2008 г. N 15-1-32/4486 МУП «Бокситогорскавтотранспорт» не обращалось за получением лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (деятельности по обращению с опасными отходами) (л.д.15).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Из нормы этой статьи следует, что на ОАО «РУСАЛ Бокситогорск» законом возложена обязанность по проверке наличия лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами у лица, которому оно передает опасные отходы. Таким образом, предприниматель должен был знать о незаконности заключаемого договора.

При таких обстоятельствах, учитывая, что МУП «Бокситогорскавтотранспорт» не имеет лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, заключенный между ответчиками договор N 185 на вывоз мусора (твердых бытовых отходов) от 01.01.2008 является недействительным.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. Госпошлина по делу, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил:

Признать недействительным договор N 185 на вывоз мусора (твердых бытовых отходов) от 01.01.2008, заключенный между МУП «Бокситогорский автотранспорт» и индивидуальным предпринимателем Петровым В.Н.

Взыскать с МУП «Бокситогорский автотранспорт» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Петровв В.Н. в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Томпакова Г.Н.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка