АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2008 года Дело N А56-9030/2008



Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 22 июля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Грановой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой О.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ЗАО "ПЕТРОМАКС", АО "Куусакоски Ою" заинтересованное лицо Выборгская таможня о признании незаконными действий при участии

от заявителя Антонова М.В. - дов. от 26.10.07 г. от ЗАО «Петромакс», дов. от 07.05.08 г. от АО «Куусакоски Ою»

от заинтересованного лица Ларичевой О.Ю. - дов. от 10.01.08 г. N05-01/139; Исаевой А.Н. - дов. от 10.06.08 г. N05-01/10370 установил:

Закрытое акционерное общество "ПЕТРОМАКС" и АО"Куусакоски Ою" обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни СЗТУ ГТК РФ (далее -Таможня) по определению таможенной стоимости экспортированного из Российской Федерации товара по ГТД N10206080/190907/0008646 и доначислению таможенных платежей в сумме 47 249 руб. 34 коп. и обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.

Ответчик не согласен с заявленными требованиями, ссылается на несоответствие цены продажи ценам на внутреннем и мировом рынках.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд установил.

ЗАО «Петромакс» подало на таможенный пост Выборгской таможни ГТД N10206080/190907/0008646 для таможенного оформления товара - «лом черных металлов» с целью его вывоза с таможенной территории Российской Федерации на условиях DAF - Светогорск/Бусловская (Инкотермс-2000), предусмотренных контрактом от 13.12.2006 N 003-07-HMS-R, заключенным с компанией «Куусакоски. Ою». При таможенном оформлении декларант определил таможенную стоимость этого товара по цене сделки - из расчета цены, установленной в контракте и в Приложениях к нему.

Таможня не согласилась с заявленной Обществом таможенной стоимостью товара и направила запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений для документального подтверждения заявленной стоимости. Общество представило в Таможню истребуемые документы, в частности оборотно-сальдовые ведомости, документы по распределению затрат, прайс-листы, счета-инвойсы, отчеты по проводкам, аналитические документы по рынку металлолома и др. Однако таможенный орган посчитал, что сведения, влияющие на расчет таможенной стоимости, документально не подтверждены, а представленные данные не являются количественно определенными, и не согласился с использованием декларантом метода определения стоимости по цене сделки. В качестве таможенного обеспечения Таможня потребовала внести сумму 47 249,34 руб. (уведомление от 19.09.2007), в связи с чем, Общество оплатило названную сумму по таможенной расписке N ТР-1408343. В дальнейшем Таможня направила Обществу письмо от 25.10.2007 о необходимости скорректировать сведения о величине таможенной стоимости в соответствии с ценовой информацией Таможни. Поскольку Общество не согласилось самостоятельно определять таможенную стоимость, Таможня самостоятельно определила таможенную стоимость товара по 6-му методу «на основании данных ИАС Мониторинг Анализ», о чем уведомило Общество письмом от 20.11.2007. Сумма доначисленных таможенных платежей по ГТД N 10206080/190907/0008646 составила 47 249,34 руб.

Согласно статье 14 Закона от 21.05.1993 N5003-1 «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.

В соответствии с пунктами 8 и 10 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при условии что:

а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;

б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену вывозимых товаров, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости таких товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

В данном случае вопрос взаимосвязанности общества и компании "Куусакоски Ою" исследован таможней при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товара. Однако таможенный орган не представил доказательств полного и последовательного соблюдения им норм пункта 11 Правил, равно как и того, что указанная взаимосвязь оказала влияние на цену сделки.

Согласно пункту 12 Правил при осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и вывозимые товары оценены в соответствии с условиями, установленными пунктом 10 Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период:

а) либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом. Может использоваться информация о продаже идентичных или однородных товаров тем же продавцом, который продает оцениваемый товар;

б) либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой в соответствии с пунктами 32 - 35 Правил.

Заявителем представлено экспертное заключение Ленинградской областной торгово-промышленной палаты от 21.02.2008 N 154-06-01722-08 о рыночной стоимости товара: лом и отходы черных металлов. В соответствии с этим заключением уровень экспортных цен на лом и отходы черных металлов, поставляемых по контракту N003-07-НМS-R от 13.12.06 за период с июля по октябрь 2007 г., соответствует средним экспортным ценам в России за тот же период на аналогичных условиях поставки.

По смыслу статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).

Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров"). При этом признаки недостоверности соответствующих сведений могут проявляться в значительном отличии ценовых данных.

В ходе таможенного оформления вывозимого товара по спорной ГТД и мероприятий таможенного контроля таможня не опровергла достоверность содержащихся в представленных документах сведений и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий (пункт 10 Правил).

Кроме того, таможней не доказана обоснованность применения в данном случае метода определения таможенной стоимости товара на основании стоимости сделки с идентичными товарами (пункты 26 - 28 Правил).

Таким образом, действия таможни по корректировке таможенной стоимости вывозимого товара и доначисления Обществу дополнительных таможенных платежей является незаконными.

Таможенные платежи в сумме 47 249,34 руб., внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (ТР N1408343), подлежат возврату плательщику в порядке, предусмотренном ст. 357 Таможенного кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконными действия Выборгской таможни по определению таможенной стоимости товара, вывезенного по ГТД N10206080/190907/0008646 и доначислению таможенных платежей в сумме 47 249 руб. 34 коп.

Обязать Выборгскую таможню возвратить ЗАО «Петромакс» 47 249 руб. 34 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскать с Выборгской таможни в пользу ЗАО «Петромакс» 3 890 руб. расходов по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Гранова Е.А.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка