АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2008 года Дело N А56-17541/2008



Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 10 октября 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Захаровой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шакаловой А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: Открытое акционерное общество «Спутник» заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконными действий госоргана при участии:

- от заявителя: гендиректор Лысенко Ю.А., протокол от 12.07.2007, представители Сергеев О.А., доверенность от 09.01.2008, Васильев Ю.М., доверенность от 26.03.2008

- от заинтересованного лица: представитель Крупенькина В.В., доверенность от 29.12.2007 N 57/01-22 установил:

Открытое акционерное общество «Спутник» (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее - Администрация) в оформлении и утверждении проекта границ земельного участка площадью 3787 га, кадастровый номер 47:07:00-00-000:0154, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п/о Рахъя, дер. Лепсари, принадлежащего Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения, признать незаконным отказ Администрации в принятии решения о предоставления Заявителю за плату вышеуказанного земельного участка и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании Заявитель отказался от требования о признании незаконным отказа Администрации в принятии решения о предоставлении Заявителю за плату в собственность (приватизации) вышеуказанного земельного участка, поддержал требование о признании незаконным отказа Администрации в оформлении и утверждении проекта границ спорного земельного участка, уточнив требование в части устранения допущенных нарушений права, обязать Администрацию обеспечить изготовление и утверждение проекта границ спорного земельного участка. Принято судом.

Администрация оспаривала по доводам, изложенным в отзыве.

При рассмотрении спора судом установлено.

На основании постановления Администрации Всеволожского района Ленинградской области N 1394 от 29.07.98 Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3787га, кадастровый номер 47:07:00-00-000:0154, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п/о Рахья, д. Лепсари, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АВ N 617557 от 09.04.2007.

15.04.2008 Общество, пользуясь правом, предусмотренным положениями п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 4 ст. 1 и п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Администрацию с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, о передаче земельного участка в собственность Общества.

Администрация письмом от 30.04.2008 исх. N 1603/01-15 отказала в удовлетворении указанного заявления, ссылаясь на то, что Общество не осуществило работ по межеванию земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости, в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается иск Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом к Обществу об изъятии части земельного участка в связи с его не использованием, а также на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области N 486-р от 20.11.2007 часть земельного участка Общества площадью 69 га подлежит изъятию для строительства газопровода.

Отказ в приватизации земельного участка нарушает права и законные интересы Общества, лишает возможности оформить земли, находящиеся в бессрочном пользовании, в собственность, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем Заявитель обратился с настоящим требованием в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момента обращения Общества с соответствующим заявлением, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В редакции п. 7 ст. 36 ЗК РФ, введенной в действие с 17.05.2008 Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка

Соответствующими полномочиями обладает Администрация, на территории которой расположен земельный участок.

Доводы Администрации о возложении на администрацию поселения обязанности по изготовлению проекта границ ( в новой редакции п. 7 ст. 36 ЗК РФ - схемы ) необоснованны.

В представленном решении Совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области» N 29 от 26.04.2007 «Об утверждении положения о порядке подготовки и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области» отсутствуют соответствующие полномочия у поселения.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Из представленного Обществом кадастрового плана земельного участка следует, что площадь участка является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

По мнению апелляционного суда, рассматривавшего апелляционную жалобу по делу NА56-13308/2007, кадастровый план спорного земельного участка не соответствует положениям Федерального закона «О землеустройстве», а также Приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 «Об утверждении требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет», зарегистрированному в Минюсте РФ 13.11.2002 за N 3911. В частности, при оформлении указанного кадастрового плана не соблюдены требования к оформлению раздела «Описание границ».

В отсутствие утвержденных границ и размеров земельного участка с учетом фактически используемой площади, в соответствии с положениями п. 7 ст. 36 ЗК РФ Общество правомерно обратилось в Администрацию с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) и утверждении проекта границ земельного участка.

Доводы Администрации о наличии у Общества кадастрового плана, в связи с чем Администрация не должна была утверждать проект границ земельного участка, не принимаются судом, учитывая изложенное выше.

Также суд учитывает наличие распоряжения Правительства Ленинградской области от 20.11.2007 N 486-р об изъятии части земельного участка для государственных нужд.

Таким образом, при отсутствии кадастрового плана с утвержденными границами и размерами земельного участка необходимо их определить.

Администрация в порядке п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в редакции на момент обращения Общества с соответствующим заявлением, не приняла мер к утверждению проекта границ спорного земельного участка.

В силу п. 8 ст. 36 ЗК РФ, в редакции на момент обращения Общества, на основании проекта границ земельного участка устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В связи с чем обжалуемый отказ не соответствует указанным нормам ЗК РФ и препятствует Обществу в проведении землеустроительных работ, внесению необходимых изменений в кадастровый план земельного участка, с целью последующего выкупа фактически используемой площади земельного участка.

В силу ст. 201 (ч.5) АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя.

Суд проверяет законность действия (бездействия) на момент их совершения, при обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, учитывает действующее законодательство на момент вынесения судебного акта.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации в порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.11.2008, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, устранением допущенных нарушений прав и законных интересов Общества является утверждение и выдача Обществу проекта границ спорного земельного участка до 01.11.2008, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории после 01.11.2008.

При изложенных обстоятельствах требование Общества подлежит удовлетворению на основании ст. 198 АПК РФ.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 (ч. 1) АПК РФ.

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил:

1. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в оформлении и утверждении проекта границ земельного участка площадью 3787 га, кадастровый номер 47:07:00-00-000:0154, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п/о Рахъя, дер. Лепсари.

2. Обязать Администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Спутник», путем утверждения и выдачи Открытому акционерному обществу «Спутник» проекта границ земельного участка площадью 3787 га, кадастровый номер 47:07:00-00-000:0154, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п/о Рахъя, дер. Лепсари до 01.11.2008, схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории после 01.11.2008.

3. Взыскать с Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в пользу Открытого акционерного общества «Спутник» 2000 руб. 00 коп. расходов по госпошлине.

4. Принять отказ от требования об оспаривании отказа в приватизации спорного земельного участка, прекратить производство.

5. Исполнительный лист выдать в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

6. Возвратить Открытому акционерному обществу «Спутник» из федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. госпошлины по заявлению, излишне уплаченной по платежному поручению N 608 от 11.06.2008. Выдать справку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Захарова М.В.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка