АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2008 года Дело N А56-20699/2008



Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 17 октября 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Мирошниченко В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафоновым С.Г. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ОАО ВНИТИ ответчик ИФНС России по Ломоносовскому району Ленинградской области о признании недействительным Решения N 94 от 21.04.2008 при участии от заявителя Полякова С.А. (доверенность от 30.07.08)

Матвеева А.П. (доверенность от 30.07.08)

Шевченко А.В. (доверенность от 23.01.08) от ответчика Рухленко А.С. (доверенность ль 09.01.08) установил:

Открытое акционерное общество «ВНИТИ» (далее - ОАО «ВНИТИ», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решение ИФНС РФ по Ломоносовскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 21.04.2008 N94 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) заявленной к возмещению. В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, а представитель Инспекции в удовлетворении заявления просил отказать по мотивам, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения. Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом декларации по НДС за сентябрь 2007 года, в которой заявлено к возмещению из бюджета 1 724 661 руб. по результатам которой составила акт от 01.02.2008 N190 и приняла решение от 21.04.2008 N94 которым отказала ОАО «ВНИТИ» в возмещении НДС в сумме 1 724 661 руб. и доначислила Обществу НДС в вышеуказанной сумме. Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы Инспекции о том, что Обществом представлены документы, предусмотренные ст.165 НК РФ по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товара региональными таможенными органами в режиме экспорта. Общество полагая, что решением Инспекции от 21.04.2008 нарушены его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) копия соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством соответствующего иностранного государства об урегулировании задолженности бывшего СССР (Российской Федерации) или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;

2) копия соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;

3) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров на экспорт из бюджета в валюте Российской Федерации на счет налогоплательщика в российском банке;

4) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

5) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей вывоза товаров.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, либо приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Как следует из акта от 01.02.2008 N 190 и оспариваемого Решения N 94 от 21.04.2008, налоговым органом не оспаривается соответствие первичных документов, подтверждающих обоснованность примененных Обществом вычетов, нормам главы 21 НК РФ по полноте и достоверности указанных в них сведений, а также производственной направленности понесенных Обществом расходов.

Во исполнение соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики «О частичном урегулировании задолженности бывшего СССР перед Финляндской Республикой» от 28.11.2000 года между ОАО «ВНИТИ» (Комитент) и ФГУП «Внешнеэкономическое Объединение «Машиноэкспорт» (Комиссионер) заключен договор от 21.11.2001 N 19631/51/0214002 (далее - Договор) в соответствии с которым Комиссионер обязуется по поручению Комитента заключить и исполнить от своего имени, на за счет Комитента контракт на поставку в Республику Финляндия гидроформовочной машины (пресс гидравлический специальный для гидростатической штамповки), включая вспомогательное оборудование (индукционную печь мощностью 160 (100) кВт) производства Комитента, научно-исследовательской работы и оказания услуг с финской фирмой-покупателем «VTT Manufacturing Technology» (покупатель) в соответствии с приложениями NN 1 - 4 к договору.

В соответствии с п.1.5 Договора Комиссионер от своего имени заключает соглашение с Министерством Финансов РФ (далее - Министерство), в рамках которого Министерство выделяет Комитенту (через Комиссионера) денежные средства для финансирования поставки оборудования и оказания услуг в сумме 2 858 676 долларов США. Указанное бюджетное финансирование является 100% компенсацией экспортной выручки.

Дополнением N2 от 31.12.2003 к Договору от 21.11.2001 статья 1 Договора дополнена пунктом 1.7 в соответствии с которым Комиссионер от своего имени заключает дополнение N2 к соглашению N 01-01-06/26-1816 от 20.12.2001 с Министерством, в рамках которого Министерство дополнительно выделяет Комитенту (через Комиссионера) денежные средства для финансирования выполнения части монтажных работ в сумме 74 720 долларов США. Таким образом объем бюджетного финансирования по настоящему договору составит 2 933 396 долларов США. Указанные бюджетное финансирование является 100% компенсацией экспортной выручки.

Пунктом 2.2 Договора установлено, что датой поэтапной поставки оборудования и оказания услуг Покупателю считается дата подписи Покупателя на транспортном документе или (и) акте приема-передачи документации и услуг, протоколе приемки.

В свою очередь, между ФГУП «Внешнеэкономическое Объединение «Машиноэкспорт» (Продавец) и VTT Manufacturing Technology (Покупатель) заключен контракт от 30.10.2001 N 51/02-14002, в соответствии с которым Продавец продал, а Покупатель купил гидроформовочную машину (пресс гидравлический специальный для гидростатической штамповки), включая вспомогательное оборудование и услуги, в том числе: гидроформовочную машину в комплектации, включая штамповый инструмент, индукционную печь мощностью 160 (100) кВт, установку для нанесения лазерной маркировки «Бетамарк-2000», включая услуги по шеф-монтажу, обучению персонала Покупателя работе и обслуживанию оборудования по цене и в сроки в соответствии с приложением NN 1-3, а также научно-исследовательские работы по специальным методам штамповки по темам и в объемах в соответствии с приложением N5.

Из материалов дела следует, и не оспаривается налоговой инспекцией, что обществом по ГТД N 10210080/301204/0026279 в налоговый орган был предоставлен полный пакет документов, подтверждающих применение ставки НДС «0» процентов: копии вышеуказанных контракта от 30.10.2001 и договора комиссии от 21.11.2001, отчеты комиссионера, платежные поручения, банковские документы, счета-фактуры, акты выполненных работ по договору комиссии, в том числе акт N30 от 27.06.2007 (поступивший в адрес Общества 27.09.2007) о выполнении Комитентом (ОАО «ВНИТИ») в полном объеме и с надлежащим качеством все работы по проектированию, изготовлению, поставке, монтажу и сдаче Покупателю (VTT Industrial Systems - правопреемник VTT Manufacturing Technology) гидроформовочной машины и выполнении Комиссионером в полном объеме своих обязательств по перечислению Комитенту причитающейся ему экспортной выручки в рублевом эквиваленте; копии ГТД N 10210080/301204/0026279 с отметками таможенного органа «товар вывезен полностью», СМR, копию соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики «О частичном урегулировании задолженности бывшего СССР перед Финляндской Республикой» от 28.11.2000, копию соглашения между Министерством финансов РФ и организацией - экспортером о финансировании поставок на экспорт товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам (Соглашение N01-01-06/26-1816 от 20.12.2001); а также документы подтверждающие соблюдение Обществом условий для применения налоговых вычетов - копии договоров о приобретении товаров (работ, услуг), счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, книг покупок). Указанные документы представлены Обществом в судебное заседание, исследованы судом и приобщены к материалам дела (Приложение NN, 1,2).

Довод налогового органа о представлении Обществом документов по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товара региональными таможенными органами в режиме экспорта, послуживший основанием для принятия оспариваемого решения, отклоняется судом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 5 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.

Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10% или 18%.

Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.

Таким образом, пропуск налогоплательщиком 180-дневного срока для представления соответствующего пакета документов не лишает его возможности представить их в налоговый орган для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% при реализации товаров на экспорт позднее. Статьей 165 НК РФ не ставится возможность подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по истечении 180 дней в зависимость от фактической уплаты налогоплательщиком сумм налога, которые он должен был исчислить в связи с пропуском указанного срока.

Также налоговым органом не представлено доказательств обоснованности начисления Обществу к уплате 1 724 661 руб. НДС за сентябрь 2007 года. Согласно налоговой декларации в строке 1010401 отражена налоговая база в сумме 76 991 551 руб. по реализации товара по ставке 0 процентов.

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса, т.е. как указывалось выше по налоговым ставкам 10 либо 18 процентов.

Как следует из обжалуемого Решения N 94 от 21.04.2008, вышеуказанные положения абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ к доначислению суммы НДС по заявленной Обществом налоговой базе не применялись.

Сумма доначисления по НДС в размере 1 724 661 руб. фактически соответствующая сумме исключенных налоговым вычетов - не является обоснованной суммой для доначисления налога, поскольку при отказе в применении вычетов Обществу согласно налоговой декларации - сумма НДС к уплате составила бы заявленные 166 494 руб.

При таких условиях, вывод налогового органа о наличии у заявителя дополнительной обязанности по оплате НДС в сумме 1 724 661 руб. за спорный период не соответствует положениям главы 21 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение ИФНС РФ по Ломоносовскому району Ленинградской области от 21.04.2008 N94 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость заявленной к возмещению.

Взыскать с ИФНС РФ по Ломоносовскому району Ленинградской области в пользу ОАО «ВНИТИ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Мирошниченко В.В.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка