АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 октября 2008 года Дело N А56-19187/2008



Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 20 октября 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЗАО «Найт Фрэнк Санкт-Петербург» заинтересованное лицо МРУ Росмониторинга по СЗФО об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - Безручко О.В., доверенность от 04.08.2008 б/н,

от заинтересованного лица - Краснов Е.В., доверенность от 20.03.2007 N 2-Д установил:

Закрытое акционерное общество «Найт Фрэнк Санкт-Петербург» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 17.06.2008 N 06-08/75-1/1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал требование об отмене оспариваемого постановления, ссылаясь на ошибочность вывода административного органа о том, что Обществом осуществляется деятельность по оказанию посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. Представитель Управления просил отказать в удовлетворении заявленных требований, считая оспариваемое постановление обоснованным и правомерным.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд с согласия сторон перешел из предварительного заседания к судебному разбирательству.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Должностными лицами Управления в соответствии с приказом от 06.05.2008 N 04-04/67-П в период с 19.05.2008 по 07.06.2008 проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

По результатам проведенной проверки комиссией составлен акт от 07.06.2008 N78; уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.06.2008 N 06-08/75-1/1.

Обществу вменено неисполнение статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон N 115-ФЗ) в части организации внутреннего контроля, направленного на выявление операций, подлежащих обязательному контролю.

Постановлением Управления от 17.06.2008 N 06-08/75-1/1 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, за совершение правонарушения в области законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, выразившегося в неисполнении требования об организации внутреннего контроля.

Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд с заявлением о его отмене.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ к понятию внутреннего контроля отнесена деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу статьи 5 данного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Из материалов дела следует, что Общество в проверяемый период времени оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, в том числе сделок кули-продажи недвижимости. Факт оказания Обществом (агентом) посреднических услуг подтверждается агентскими договорами от 25.09.2007 N КР-10/2007, от 01.11.2007 N КР-12/2007, от 24.12.2007 N КР-18/2007, от 18.04.2008 N КР-24/2008 (листы дела 74 - 115) и актами предоставления кандидатуры потенциального Клиента. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.04.2008, в сведения о видах экономической деятельности, которыми занимается Общество, включена деятельность по предоставлению посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.3). В соответствии с Уставом Общества одним из видов деятельности организации является оказание услуг по исследованию рынка недвижимости в целях подбора объекта для клиента, соответствующего заявленным им требованиям и назначению. Уставом также предусмотрено, что Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение уставных целей.

Следовательно, в проверяемый период на Общество распространялись все требования, установленные Законом N 115-ФЗ.

Согласно статье 4 указанного Закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны провести комплекс мероприятий, направленных на предотвращение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Эти мероприятия включают в себя: утверждение и согласование правил внутреннего контроля, разработку программ осуществления такого контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принятие иных внутренних организационных мер в указанных целях.

В данном случае, Обществом не был организован внутренний контроль таким образом, чтобы надлежащее его осуществление позволяло выявлять операции, подлежащие контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

Материалы дела не содержат доказательств отсутствия у Общества реальной возможности для соблюдения правил публичного порядка и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Общество имело возможность установить сумму сделки, совершению которой оно способствовало, поскольку в соответствии с пунктами 4 представленных в дело агентских договоров вознаграждение Агента (Общества) установлено в процентах от суммы сделки.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, годичный срок давности привлечения к административной ответственности к моменту вынесения оспариваемого постановления на истек. Контролирующий орган при определении наказания применил минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил: В удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в силу.

Судья
Соколова Н.Г.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка