• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2008 года Дело N А56-45839/2007



Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Маркина С.Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышёвой А.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Водотеплоснаб» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» третьи лица: Управление Федерального казначейства по Ленинградской области,

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, о возмещении убытков в сумме 391657 руб.21коп., при участии

- от истца: представитель Романова Ю.Г.(доверенность N1625 от 06.05.2008)

- от ответчиков: 1. представитель Чудиной С.А.(доверенность N78ВЗ935210 от 03.04.2008);

2. представитель Новикова Т.А.(доверенность N17-01/90 от 01.02.2008);

3. не явился

- от третьих лиц: 1. представитель Чудиной С.А.(доверенность от 26.03.2008);

2. представитель Чекстер В.М.(доверенность N243 от 28.01.2008) установил:

Истец - Открытое акционерное общество «Водотеплоснаб» (далее - ОАО «Водотеплоснаб») обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) убытков, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в 2006 году льгот в виде скидки в размере 30% стоимости фактически предоставленных многодетным семьям коммунальных услуг, в сумме 391657 руб. 21 коп.

Определением от 29.01.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов), определением от 15.04.2008 в качестве ответчика привлечено МУП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» (далее - Предприятие).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Ленинградской области и Комитет по социальной защите населения Ленинградской области.

Решением от 05.06.2008 с Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу истца взыскано 374960 руб. 37 коп. расходов, понесенных в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан, с Предприятия в пользу истца взыскано 16 696 руб. 84 коп. В иске к Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.09.2008 решение суда первой инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение. Кассационная инстанция пришла к выводу, что судом не исследовался вопрос о том, выделялись ли Ленинградской области из федерального бюджета средства на реализацию льгот, предоставляемых многодетным семьям, а также суд не оценил с учетом пунктов 1, 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, предусматривались ли в бюджете Ленинградской области средства для компенсации расходов организациям, предоставляющим указанные льготы.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик - Минфин РФ возражает против удовлетворения заявленных ОАО «Водотеплоснаб», полагает, что денежные средства на возмещение расходов по предоставлению льгот многодетным семьям подлежат взысканию с Ленинградской области, поскольку относятся к расходным обязательства субъектов Российской Федерации.

Ответчик - Комитет финансов указывает на то, что из федерального бюджета денежные средства на финансирование рассматриваемых льгот не предоставлялись, при этом ссылается на областной закон N144-оз от 08.10.2007 «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2006 год», где отражены все доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации - Ленинградской области.

МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

При новом рассмотрении дела, судом установлены следующие обстоятельства:

ОАО «Водотеплоснаб» в 2006 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее - Указ) при взимании с граждан платы за коммунальные услуги предоставляло льготы в виде 30% скидки с платежей за отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение. В результате предоставления льгот у него возникли расходы в сумме 391657 руб. 21 коп., невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Указа для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Согласно пункту 3 Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных названным Указом.

В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 51/1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

Таким образом, правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных Указом льгот.

В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пункту 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к таким полномочиям относятся в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Областной закон Ленинградской области от 17.11.2006 N134-оз «О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области», устанавливающий меры социальной поддержки многодетных семей и относящий финансовое обеспечение указанных мер к расходным обязательствам Ленинградской области, вступил в силу лишь с 01.01.2007.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В спорный период Ленинградской области денежные средства на реализацию Указа из федерального бюджета не выделялись. Указанное следует из приложения N2 к областному закону от 08.10.2007 N144-оз «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2006 год». Доказательств обратного Минфин не представил. Между тем в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на него возложена обязанность доказать обстоятельства, на которые ответчик ссылается как на основание своих возражений.

Таким образом, учитывая подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 суд пришел к выводу, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

В подтверждение факта предоставления в рассматриваемый период указанным категориям граждан льгот и размер понесенных в связи с этим расходов ОАО «Водотеплоснаб» представлены следующие доказательства:

помесячные списки многодетных граждан по 15 поселениям Всеволожского района согласно сведениям МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» с расчетом задолженности за отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию;

сведения о предоставленной МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» в 2006 году скидки в размере 30% по услугам водотеплоснабжения;

списки многодетных семей по базе данных Комитета по социальной защите МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области с указанием даты начала действия и даты окончания действия льготы;

акт сверки от 27.12.2007 по предоставленной социальной поддержке в виде скидки в размере 30% от установленной платы отдельным категориям граждан.

В ходе повторной сверки расчетов 28.05.2008 с участием Комитета финансов Ленинградской области, Комитета по социальной защите Ленинградской области, ОАО «Водотеплоснаб», МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» в результате сверки списочного состава льготных категорий граждан были установлены неподтвержденные льготники.

Согласно расчету МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» сумма корректировки по гражданам Юмогузина Э.Р., Николаев Г.А., Новруцкий В.А., Горбушина Е.А., Махамедханова Т.М., Савоськин А.А. составила 16696 руб. 84 коп. Остальные указанные в списках граждане, подтверждены как имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом.

В соответствии с пунктом 3.6 Положения о Комитете по социальной защите населения Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2007 N 337, в полномочия Комитета входит осуществление ведения областного регистра граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и получающих ежемесячные денежные выплаты и компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг

Таким образом, списочный состав льготных категорий граждан проверялся полномочными органами.

В соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил представленные доказательства и пришел к выводу, что факт предоставления льгот и размер заявленных расходов подтверждаются материалами дела. Размер предоставленных истцом льгот и размер убытков ответчиками не оспорен.

Таким образом, расходы истца, произведенные им в связи с предоставлением льгот согласно Указу в размере 374960 руб. 37 коп., в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются убытками и требование истца подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, сумма, составляющая НДС не включается в размер расходов, заявленных к компенсации.

Убытки ОАО «Водотеплоснаб» в размере 16696 руб. 84 коп., возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, не подпадающим под действие Указа, подлежат взысканию с МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» в связи со следующим:

Между ОАО «Водотеплоснаб» и МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий»(ранее МУП «Центр учета, контроля и начисления платежей») действует договор от 01.01.2003, согласно условиям которого Центр принял на себя обязательства от имени ОАО «Водотеплоснаб» выполнять работу по начислению сбору, контролю и обработке платежей населения Муниципального образования Всеволожский район» за коммунальные услуги ОАО «Водотеплоснаб».

В силу пункта 2.2 Центр обязуется производить начисление льгот и расчет субсидий малоимущим гражданам с разбивкой по категориям льготников для последующего их целевого возмещения из бюджета ОАО «Водотеплоснаб».

Пунктом 4.3 договора предусмотрена ответственность Центра в случае образования по независящим от центра причинам задолженности перед ОАО «Водотеплоснаб» по перечислению причитающихся ему денежных средств.

Учитывая изложенное, исковые требования ОАО «Водотеплоснаб» в размере 16696 руб.84 коп. также подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по иску ОАО «Водотеплоснаб» составляет 9333руб. 14 коп. Учитывая, что истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пропорционально размеру удовлетворенных требований в доход федерального бюджета с МП «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 667 руб.87 коп.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «Водотеплоснаб» 374960 руб. 37 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в 2006 году льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Взыскать с Муниципального предприятия «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» в пользу ОАО «Водотеплоснаб» 16696 руб. 84 коп.

В иске к Комитету финансов по Ленинградской области отказать.

Взыскать с Муниципального предприятия «Центр коммунальных платежей и социальных субсидий» в доход федерального бюджета 667 руб. 87 коп. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
С.Ф.Маркин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-45839/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 14 ноября 2008

Поиск в тексте